Американский философ, редактор и преподаватель Мортимер Адлер всю жизнь учил людей любить и понимать книги. Улавливать оттенки смысла, находить общий язык с автором, критиковать этично и по делу. «Как читать книги» — как раз об этом. Здесь Адлер подробно говорит о 3 способах чтения литературы нон-фикшн. А в качестве бонуса адаптирует их для работы с художественными произведениями.
Законы структурного чтения художественных книг
Определите жанр. Что перед вами — роман, пьеса или стихи?
Стихотворение — это чаще всего одно эмоциональное переживание, а в романах и пьесах сюжеты всегда более сложны. Они содержат описание множества персонажей, их поступков, взаимоотношений и переживаемых в процессе повествования эмоций. Более того, пьеса отличается от романа тем, что все повествование в ней передается путем описания действий и прямого цитирования слов персонажей. Автор здесь не ведет рассказ от своего имени, как может делать и часто делает в романе. Все эти формальные различия влияют на восприятие читателя.
Недавно мы переиздали книгу Адлера, теперь она выглядит так. — Источник: @mifbooks
Выделите краткую суть книги
Вам необходимо научиться воспринимать всю книгу в ее целостности — тогда вы будете способны изложить суть в 1-2 предложениях. Вы не поняли сути, пока не сможете вкратце пересказать сюжет (хотя она не всегда кроется в сюжете). Если у вас есть под рукой старое издание Шекспира, вы можете увидеть, что каждой пьесе предшествует абзац под названием «аргумент». Это не более чем пересказ всей истории — квинтэссенция сюжета. Именно в ней и состоит суть пьесы.
Подумайте, как организованы части произведения
Вы должны не просто выделить суть книги в сокращенной форме, но и понять, как из разрозненных сюжетов возникает целый текст. Части художественной литературы — это разнообразные шаги, которые предпринимает автор для развития сюжета — детализация характеров персонажей и событий. В каждом случае эти части организованы по-своему. В романе они должны четко укладываться во временную схему — от начала и до конца повествования. Вы легко поймете структуру романа или пьесы, зная, с чего она начинается, чем продолжается и заканчивается. При этом вы должны увидеть различные критические точки, которые ведут к кульминации, а также понять, где и как происходит эта кульминация и какова будет развязка.
Интерпретирующее чтение
Познакомьтесь с особенностями фабулы и героев
Единицы художественной литературы — это эпизоды и события, персонажи и их мысли, слова и чувства, сомнения и поступки. Каждая из них — это элементарная частица мира, созданного автором. Оперируя всеми элементами, писатель рассказывает свою историю. И эти элементы становятся аналогами терминов в логическом изложении. С автором научной книги вам требуется найти общий язык, а здесь — познакомиться с особенностями фабулы и героев. Вы не поймете произведение, пока не узнаете его персонажей и не проживете его события.
Погрузитесь в мир, созданный автором
Структурные единицы художественного произведения объединяет общее место действия или фон. Автор создает мир, в котором персонажи «живут, двигаются и действуют». Почувствуйте себя как дома в этом воображаемом мире; познакомьтесь с ним так, словно вы лично наблюдаете все события; станьте одним из жителей этого мира, подружитесь с его героями, примите участие в событиях, сопереживайте персонажам, разделяйте их чувства. Если вам это удастся, все единицы произведения перестанут быть изолированными пешками, механически передвигающимися по шахматной доске. Вы обнаружите связи и мотивы, которые вдыхают в них жизнь.
Почувствуйте себя как дома. — Источник
Следите за сюжетом
Вы уже познакомились с персонажами, вошли в тот воображаемый мир, в котором они живут, приняли законы их общества, дышали их воздухом, пробовали их еду, ездили по их дорогам. Теперь вы должны последовать за ними в их приключениях. Место действия или окружение, как и в случае с утверждениями, — это некоторая устойчивая взаимосвязь элементов художественной литературы. Эволюция сюжета, по аналогии с аргументацией, — это динамическая связь. Аристотель говорил, что в сюжете заключена душа повествования. Это его жизнь. Чтобы качественно прочесть историю, необходимо держать руку на пульсе повествования, чувствовать его каждое биение.
Критическое чтение: как оценивать и когда?
Вот главное правило этого способа чтения: не следует критиковать книгу, высказывая согласие или несогласие, до тех пор, пока вы не сможете сказать, что поняли ее. Только разобравшись с двумя предыдущими способами, вы будете достаточно компетентны, чтобы оценивать прочитанное.
Не спешите давать оценку. Подумайте. Будьте вежливы. — Источник
Первое суждение, как правило, связано со вкусом. Не ограничивайтесь простым заявлением о том, нравится вам книга или нет. Аргументированно объясните, почему это так. Причины, безусловно, имеют некоторое отношение к самой книге, но в первом высказывании они скорее будут связаны с вами — вашими предпочтениями и предрассудками, — чем с книгой. Следовательно, чтобы завершить попытку критики, вы должны дать объективную оценку, подкрепив ее аргументами. Необходимо будет объяснить, что и почему вам понравилось или не понравилось, что именно хорошо или плохо.
Адлер предлагает пять вопросов, которые помогут составить критическое мнение о художественной литературе:
- Насколько это произведение целостно?
- Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?
- Правдоподобна ли эта история, то есть обладает ли она художественной реалистичностью?
- Поднимает ли вас эта книга от привычного состояния поверхностного созерцания мира к ощущению ясного бодрствования, вызывая эмоции и пробуждая воображение?
- Создается ли в книге новый мир, который вас притягивает и в котором, как вам кажется, вы видите жизнь во всей ее полноте?
Вдумчивое чтение поможет отличать хорошую литературу от плохой и более содержательно формулировать, что вам нравится или не нравится в конкретной книге. Избежать расплывчатой фразы «я не разбираюсь в искусстве, но знаю, что мне нравится» у вас точно получится.
По материалам книги «Как читать книги»
Обложка поста — pixabay.com