Далеко не каждый может похвастаться тем, что его речь льется рекой, а страх публичного выступления ему неведом. Часто мы теряемся, когда знакомимся с новым человеком или делаем презентацию на работе. Выбрали несколько советов о том, как преодолевать страх и брать разговор в свои руки из книги-тренажера «Встань и скажи!»
1. Придумайте себе ник
Создавая новое «имя», человек начинает легче и интереснее рассказывать о себе самом. Словно ник помогает снять психологические зажимы.
К примеру, вы сильно волнуетесь перед выступлениями. Можно сказать себе: «На сцену выходит Альфа!» (Тигрица, Геркулес, Белоснежка, Счастливый Слон — некоторым хочется назваться героическим ником, другие выбирают нежный или ироничный. Любой хорош, если вам с ним комфортно). Вы почувствуете, как напряжение спадет, а уверенность повысится.
2. Поработайте над чистотой речи
Чтобы не запнуться в самый ответственный момент и быть уверенным в себе, время от времени выполняйте простые упражнения. Делимся некоторыми из них.
- Произносите скороговорки. Можно десять раз подряд без пауз сказать «король-орел» или пять раз подряд без пауз «цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла».
- Не забывайте про гимнастику для артикуляционного аппарата. Для губ: попеременно то растягивайте губы в голливудской улыбке в 32 зуба, то вытягивайте в узенький хоботок. Причем хоботок можно делать и вправо, и влево.
- Учитесь произносить звуки. Первый блок сложных сочетаний: «кпти — кптэ — кпта — кпто — кпту — кпты». Второй блок сложных сочетаний: «гбди — гбдэ — гбда — гбдо — гбду — гбды».
3. Сделайте комплимент
Комплименты — один из лучших способов начать общение. Если вы выступаете перед аудиторией, скажите что-то хорошее про компанию, которую она представляет, про ее стойкость (если вашу презентацию назначили на восемь вечера), про то, какие нестандартные и глубокие вопросы люди задавали предыдущему оратору. Покажите свою доброжелательную заинтересованность.
Комплимент — отличный способ расположить человека к себе. — Источник
А что делать в случае, когда нужно кого-то покритиковать? Все равно сначала хвалите! Нам сложно принимать замечания — так устроена наша психика. Действуйте по ее законам. Тогда собеседник услышит вас.
4. Посмейтесь над собой
Люди очень любят тех, кто признает свои провалы и ошибки, да еще с улыбкой приводит примеры.
— Сегодня очень модно рассказывать не об успехах, а о падениях, неслучайно речь Стива Джобса перед студентами Стэнфорда столь популярна и вошла в список лучших речей всех времен и народов, — говорит автор книги. — Не бойтесь смеяться над собой, друзья мои! Это те самые дорогие моменты, которые подарят вам зависть и восторг окружающих. Я долго к этому шла, но сейчас получаю огромную радость от того, что легко могу публично признаться в своих слабостях. Потому что признание слабостей — это сила.
Заготовьте несколько историй и расскажите при случае. — Источник
А вот пример смешного случая от участницы группы Нины Зверевой «Гений общения»:
— Однажды у нас появилась собачка. В это же время одна моя знакомая тоже завела щенка. Я пришла к ней в гости и сказала: «Ирина Ивановна, у нас одинаковые породы собак!» Честно сказать, в породах я совершенно не разбиралась. А потом стала замечать, что собака Ирины Ивановны стала расти вверх, а наша собака стала вытягиваться в длину. Я, конечно, молчала. Но через какое-то время, придя к нам в гости, Ирина Ивановна сказала: «Аллочка! Где же ваш доберман? Я вижу только таксу».
5. В разговоре расскажите историю
Не знаете, как взять в свои руки разговор с новым человеком или доклад в офисе? Вспомните, что все любят слушать, смотреть, обсуждать истории. Начало в стиле «Знаете ли вы, что…» — один из способов захватить внимание. Выручить могут такие слова и фразы: «однажды», «представьте себе», «я вас удивлю», «загадаю вам загадку» (еще есть много вариантов, поищите их).
В истории постарайтесь затронуть то, что найдет отклик. Это может быть не только история, но и новая неожиданная яркая информация, байка или удачная шутка.
6. Поговорите с человеком о нем
Всех людей интересуют в первую очередь они сами. Если кто-то говорит человеку о нем (хвалит, оценивает работу или новый костюм) или говорит про что-то значимое (дом, детей, город, машину, профессию) — ему всегда интересно!
7. Задайте провокационный вопрос
Хороший вопрос даст собеседнику понять, что вам действительно интересно, чем он живет и занимается. Поэтому если человек вам мало знаком, подготовьтесь к встрече заранее. А после используйте в своих вопросах факты или цитаты.
Провокационный вопрос побудит человека задуматься над ответом и найти оправдание. Формула такова: в первой фразе приведите факт из жизни человека (или цитату из его речей и выступлений). Во второй — другой факт (или, опять же, цитату). Но первый и второй факты (или фразы) противоречат друг другу. После этого задайте собственно вопрос.
Вопрос отвлечет внимание от вас. — Источник
Можно использовать метод для комплимента: «Петр, ты стал кандидатом наук! А помнишь, еще пять лет назад ты говорил мне, что твой потолок — это быть простым преподавателем?!»
8. Запишите выступление на камеру
Придумайте речь и снимите, как ее произносите, на видео. Так вам удастся посмотреть на себя со стороны. А еще можно выступить перед близкими. Или найти в Интернете тех, кто стремится говорить ярче, чище, понятнее. Продемонстрировав свою речь другим людям, вы увидите свои удачи и просчеты. Сможете побороть страх. Без этого трудно научиться общаться грамотно.
По материалам книги «Встань и скажи!»
Обложка поста — unsplash.com