Сегодня человечество запросто путешествует во времени — в мечтах обывателей, в фантазиях писателей и в некоторых научных теориях. Такие путешествия представляются нам давней литературной традицией, уходящей корнями в мифологию. Мы думаем, что путешествие во времени — ровесник богов и драконов.
Это не так. Наши предки придумали бессмертие и перерождение, но машина времени была выше их понимания. Это феномен новой эры. Книга «Путешествия во времени» исследует его столетнюю историю, объединив под обложкой достижения мысли ученых, писателей и философов.
Джеймс Глик, автор книги, описывает парадокс путешествий во времени, делая особый акцент на разнице между вымыслом и современной наукой. Давайте погрузимся в атмосферу.
Велосипед времени
В средние века никто не стал бы возиться с будущим. Оно было неотличимо от настоящего. А вот моряки тогда открывали далекие места и странные народы, поэтому отдаленное место прекрасно подходило для воплощения любой фантазии автора. Лемюэль Гулливер не путешествовал во времени. Ему достаточно было посетить «Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию». Уильям Шекспир, воображение которого, кажется, не имело границ, ни разу не придумал другое время.
Гулливер не путешествовал во времени… Источник
И вот на исходе XIX век. Молодой человек по фамилии Уэллс мечтает стать писателем. Он живет в ногу со временем — и верит в свободную любовь, социализм и… велосипеды. Разъезжая на своем замечательном аппарате с трубчатым остовом и надувными шинами, он в какой-то момент видит рекламу приспособления под названием «домашний велосипед Хакера». Это конструкция с резиновыми колесами и педалями, которые можно вращать для тренировки — и при этом никуда не передвигаться!
Минковский vs Уэллс
Оставалось совсем немного времени до 1908 года, когда немецкий математик Герман Минковский высказал свою революционную идею: «Начиная с настоящего момента пространство само по себе и время само по себе обречены растаять до состояния теней, и только союз этих двух сущностей сохранит какую-то независимую реальность».
Герберт Уэллс додумался до этого первым, но, в отличие от Минковского, не пытался объединить все в одну теорию. Ему просто нужно было придумать какой-нибудь правдоподобный сюжетный ход для фантастического рассказа.
На краю поля зрения… Источник
Уже известен Август Мебиус, создавший свой знаменитый трехмерный «крендель» из двумерной поверхности, и Феликс Клейн, чья бутылка с петлями намекала на четвертое измерение (бутылка, в которую нельзя налить жидкость: она будет выливаться, не заполняя бутылку, поскольку внутренняя поверхность одновременно и внешняя). Были уже Гаусс, Риман и Лобачевский, мыслившие, что называется, вне рамок.
Никакой мистики
Что такое время? Не что иное, как еще одно направление, перпендикулярное к остальным. Только и всего. Просто никто до Уэллса не сумел этого понять. «Вследствие прирожденной ограниченности нашего ума… мы склонны не замечать этого,— хладнокровно объясняет он. — Нет никакой разницы между временем и любым из трех измерений пространства, за исключением того, что именно вдоль него движется наше сознание».
Найти себя
Два звука, разделенные миллисекундой, воспринимаются как один звук. Две вспышки света кажутся одновременными, даже если их разделяет одна сотая секунды. Мы не можем наверняка сказать, которая из вспышек произошла раньше, пока интервал между ними не приблизится вплотную к десятой доле секунды.
«Живите в настоящем», — учат мудрецы. Они имеют в виду: сосредоточьтесь, погрузитесь в свои ощущения, искупайтесь в приходящих солнечных лучах, отбросив тени сожаления или ожидания. Но почему мы должны отказываться от обретенных тяжкими усилиями представлений о возможностях и парадоксах времени? Так можно только потерять себя. Только проникновение в прошлое и будущее, каким бы прерывистым и мимолетным оно ни было, делает нас людьми.
Что еще в книге
Джеймс Глик всесторонне исследует концепцию четвертого измерения и путешествий во времени: как она возникла, как развивалась — в литературе и науке — и как повлияла на восприятие времени в целом. Он показывает, что эта идея прочно вошла в современную культуру и присутствует и в современной физике, и в художественной литературе.
- как зарождалась идея путешествий во времени
- десятки отсылок к лучшим теориям, книгам и фильмам о времени
- как представляли будущее раньше и сейчас
- пространство и время в онлайн-мире
- как меняется эстетика футуризма
- что такое интернет-время
…и еще 289 страниц четырехмерного путешествия по волнам человеческой мысли.
Вместо заключения
Зачем нам путешествия во времени? Все ответы сводятся к одному — чтобы избежать смерти. Мы знаем и принимаем, что в огромных просторах космоса человечество всего лишь крохотная песчинка. Но замкнутость в мгновении времени, в мире, который больше уже никогда не вернется, принять труднее.
Конечно, прежде чем изобрести путешествия во времени, человеческие культуры изыскивали другие способы смягчить эти неприятности. Кто-то может верить в бессмертие души, в переселение душ и реинкарнацию. Путешествия во времени, по крайней мере, дают свободу нашему воображению. Намеки на бессмертие. Может быть, это лучшее, на что мы можем надеяться.
P.S. Понравилось? Подписывайтесь на рассылку: раз в 3 недели рассказываем о лучших научпоп-новинках. Легко не будет, но будет интересно.
По материалам книги «Путешествия во времени»
Обложка поста: pexels