Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Креатив
Писать как дышать: книга о том, как создавать «живые», драйвовые и глубокие тексты
3 июня 2018 12 658 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Бывает так: решаешь написать статью в блог, пост в соцсети или черновик будущей книги. И всё складывается: приходят вдохновение и удачные метафоры. Кажется, вот оно. Перечитываешь написанное и… пшик. Идеальный текст в реальности выглядит сухим, плоским и неинтересным. Почему так получается? Мало души, чувства или опыта?

Хороший текст — разный. Реалистичный. Красочный. Эмоциональный. Драйвовый. Всё это можно уместить в одно слово: текст должен быть трёхмерным. И создать его — самая сложная и в то же время увлекательная задача писателя.

Автор книги «Живой текст», писатель Карен Визнер, раскрывает все секреты. Придумать отличный сюжет и антураж. «Написать» словами портреты харизматичных героев. Книга поможет создать качественную прозу: после неё новички смогут написать своё первое произведение, а мастера с опытом узнают новые «фишки». Она расскажет, как превратить буквы в настоящий живой, дышащий, бурлящий текст.

Путешествием по трём измерениям

Хороший текст обладает тремя важными качествами: длиной (сюжетная основа), шириной (композиция) и глубиной (богатство образов, сюжетных ходов, метафор, художественных приемов). И если с первыми двумя легко справятся писатели-новички, то с глубиной всё гораздо сложнее.

Именно эффект глубины позволяет читателю путешествовать сквозь страницы, проникая в художественный мир героев и наблюдать за захватывающими событиями.

Хорошая новость: к глубине можно найти подход. Если правильно проработать каждый элемент: роль персонажей, их внешность, характер, сила и слабость, способности, конфликты, цели, мотивы, окружение.

Писать как дышать: книга о том, как создавать «живые», драйвовые и глубокие тексты
Чтобы придумать классный текст, нужно проникнуть в самые глубины писательства, — источник

Книга «Живой текст» — про то, как создавать многоуровневые тексты, от которых невозможно оторваться. Её придумала автор многочисленных романов, детективов, научно-фантастических историй и детской прозы — писатель Карен Визнер. Она составила руководство, которое поможет написать отличный текст с нуля.

Вы сможете создать работу своей мечты: описать приключения в другой стране, биографическую повесть, любовную историю и просто сделать классную статью.

Первые 250 слов

В чем задача писателя? Сделать так, чтобы читатель перевернул страницу. Это касается как научного редактора, так и случайного покупателя. Помните: первые 250 слов решают все. После этого читатель либо втягивается в процесс чтения, либо нет. Это очень небольшое пространство для маневра.

Один из мудрых советов по поводу ударного зачина гласит: представьте, что читатель берется за книгу в отвратительном настроении. Цепляйте его сразу.

«Цеплялки» в тексте

Если вы не на шутку испугались правила 250 слов, не волнуйтесь. Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.

Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало. Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.

Кадр из фильма «Грозовой перевал», снятого по роману Эмили Бронте. В книге использован эффектный приём «Ложный пролог»
Кадр из фильма «Грозовой перевал», снятого по роману Эмили Бронте. В книге использован эффектный приём «Ложный пролог», — источник.

Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».

Очень эффектно, когда в зачине события буквально обрушиваются на героя, переворачивая его жизнь с ног на голову.

Персонаж: вчера, сегодня, завтра

Герой, сюжет и антураж — святая троица литературы, связь между ними должна быть неразрывной. Но персонаж все-таки остается главным компонентом истории. Без персонажей любой вымышленный мир, даже самый удивительный и живописный, будет всего лишь пустынным пейзажем.

Один из самых важных вопросов начинающего писателя: обязательно ли расписывать прошлое, настоящее и будущее героев?

Упражнение из книги, которое помогает рассказать о прошлом, настоящем и будущем героя
Упражнение из книги, которое помогает рассказать о прошлом, настоящем и будущем героя

Карен Визнер уверена, что ни одно измерение нельзя отбросить, забыть, урезать или проигнорировать — ни нарочно, ни случайно, ни по уважительной причине (даже если редактор негодует и просит сократить объём). С первых же страниц читателю нужно узнать нечто о целях героя, о его надеждах и ожиданиях. И не забыть описать нынешнего, вчерашнего и будущего героя, ведь каждое событие так или иначе влияет на его личность.

Любимые герои всегда детально «прорисованы»: мы знаем про их прошлое и видим, как они меняются от страницы к странице
Любимые герои всегда детально «прорисованы»: мы знаем про их прошлое и видим, как они меняются от страницы к странице, — источник.

Например, в книгах про Шерлока Холмса мы узнаём про прошлое главного героя: свой знаменитый метод он разработал, еще будучи студентом, расследуя случаи из жизни однокашников. Так персонаж становится ближе нам и притягательнее.

Что ещё в книге

Метод Визнер похож на работу художников: сначала они подготавливают поверхность холста, затем кладут мазки, добиваясь единой текстуры, в которой каждый тон, каждый оттенок проявляет и усиливает все остальные.

Также и объемный текст — начинается с рабочих набросков, как картина — с грунтовки холста.

Метод Визнер похож на работу художников: сначала они подготавливают поверхность холста, затем кладут мазки, добиваясь единой текстуры, в которой каждый тон, каждый оттенок проявляет и усиливает все остальные.

Ещё вы найдёте в книге:

  • Алгоритм творческого процесса из 11 шагов
  • Что такое антураж, или вещественный мир произведения
  • Мозговые штурмы, сборы материала, планирование
  • Имя героя и его влияние на текст
  • Упражнения для работы над своими текстами
  • Художественные приёмы из литературы и кино

Раз — и вы создаете героев. Два — расписываете сюжет. Три — прорисовываете антураж. Книга научит работать с каждым оттенком, прописывать детали и раскрашивать текст красками. А ещё вы получите мощный заряд вдохновения и сможете создавать по-настоящему качественную прозу. Живую. Влюбляющую с первых страниц.

Рубрика
Креатив
Похожие статьи