Иногда мы смотрим на картину, и она кажется нам слишком простой, пустой или даже странной. Всё потому, что некоторые вещи художник спрятал «внутри»: раскидал символы, оставил намёки, наполнил полотно говорящими образами. Разбираемся, как художники на протяжении веков изображали супружеские пары. Вместе с книгой-подсказкой «Говорит и показывает искусство».
Любовь на картинах
До того как появилась фотография, все значимые события пытались запечатлеть на холсте. Это сегодня мы пересматриваем тонны снимков со дня свадьбы. А в прошлом молодожёны стойко позировали художнику: портреты в честь бракосочетания были одной из важных традиций западного искусства.
Вот — 3 картины, которые были созданы в разные периоды. Рассказываем, какие образы использовали художники, чтобы показать зрителю любовь, верность и противостояние.
«Портрет четы Арнольфини», 1434 год
Один из самых известных и таинственных шедевров — картина представителя нидерландской живописи Яна ван Эйка. Герои картины — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена Констанца Трента.
Эта картина до сих пор вызывает много противоречий. До конца неясно, написана ли она в честь бракосочетания или является живописной формой брачного договора. И кто отражается в зеркале на стене: сам художник или какая-то другая персона? Почему Арнольфини смотрит на нас с поднятой правой рукой? Это знак приветствия или чего-то иного?
Отражение в зеркале
Какие бы ни велись споры по поводу ее значения и символики, очевидно одно. Это портрет супругов, и нас приглашают увидеть, или даже засвидетельствовать, их верность друг другу. Присмотритесь, и вы увидите, что художник изобразил пару среди множества предметов интерьера.
На самом деле каждая деталь в этой картине имеет своё значение.
- Собака. Возле супругов изображена маленькая собачка, образ которой означает верность и преданность.
- Свеча. Посмотрите на люстру. В одном из шести подсвечников стоит одинокая свеча — также символ преданности. Такие свечи обычно используют в традиционном фламандском брачном обряде.
- Вишни и любовь. Вишни на дереве за окном могут символизировать любовь.
Картина «Портрет четы Арнольфини» наглядно показывает, как иллюзорность, символика и сюжет использовались для выражения верности и любви.
«Мистер и миссис Эндрюс», 1750 год
Картина «Мистер и миссис Эндрюс» написана Томасом Гейнсборо и посвящена свадьбе Роберта Эндрюса и Френсис Картер. Портрет миссис Эндрюс остался незавершенным: тут не видно, но вокруг ее колена проглядывает слой грунтовки. Вероятно, Гейнсборо собирался позднее добавить в композицию ребёнка: в том время художники часто оставляли место на полотне для будущих членов семьи. А иногда даже дописывали родственников посмертно.
На картине тоже присутствует собака — символ верности. Молодожёны изображены на фоне природы. Есть мнение, что свадьба Роберта и Френсис больше напоминала сделку: не союз двух людей, а соединение земель и другого имущества. Так что картина посвящена не столько свадьбе, сколько социальному и финансовому успеху союза.
«Мистер и миссис Кларк и их кот Перси», 1970–1971 годы
Парные портреты, даже спустя несколько столетий, отзывались в творчестве художников. Хороший пример — работы художника Дэвида Хокни. Порой он писал своих друзей в домашней обстановке, а иногда изображал несуществующие пары.
Одна из ярких работ — «Мистер и миссис Кларк и их кот Перси». На холсте — модельер Оззи Кларк и дизайнер тканей Селия Бертуэлл. Хокни был другом жениха на свадьбе этой пары.
Картина чем-то напоминает «Портрет четы Арнольфини»: она также написана в домашней обстановке и наполнена предметами. Сначала композиция кажется слишком уж простой. Но это обманчивое впечатление.
- Лилии. Первое, на что падает взгляд, — цветы. Это нежные лилии, которые олицетворяют чистоту и надежду.
- Кот. На картине мы видим кота Перси — это любимый питомец молодожёнов. Кот — пародия на преданную собаку с картины Арнольфини. Так художник вывернул наизнанку традиционную ценность бракосочетания.
- Окно. Пожалуй, главный символ, который присутствует в этой картине. Окно разделяет молодожёнов. Таким образом художник намекает, что брак не продлится долго. Противостояние усиливают позы Оззи и Селии. Сам Хокни писал: «Вы чувствуете присутствие двух людей и их непростые отношения. Осси сидит с кошкой, Селия стоит. Хотя мы понимаем, что должно быть наоборот». Хокни не ошибался: отношения супругов не продлились долго.
Искусство — предмет неутихающих споров и толкований.
Каждый зритель видит в картине что-то своё, но нельзя исключать присутствие идеи, которую вложил в полотно художник. Символы, образы, намёки — это то, что делает шедевры такими волнующими, эмоциональными и волшебными.Ещё больше толкований и рассуждений — в книге «Говорит и показывает искусство».
Обложка поста Дэвид Хокни, «Мистер и миссис Кларк и их кот Перси»