Писать художественные книги — дело непростое. Однако если подойти к этому процессу с умом, изучить теорию и попробовать советы в действии, то можно ожидать внушительных результатов. Книга «Живой текст» станет отличным учебником для начинающих авторов.
Выбрали полезные советы из этой книги, которые помогут вам создать «живого» персонажа, за судьбу которого будет переживать каждый читатель.
«Живой» герой
У каждого из нас есть сильные и слабые стороны, мечты и сожаления, пороки и добродетели, достижения и неудачи, свои пределы, свои препятствия. Все это закладывается в человеке с юности, формирует личность и во многом определяет будущее. В любом повествовании должен быть заложен вектор развития, иначе не выйдет той самой логичной (и все же неожиданной) развязки. Если вы не сможете создать такого героя, чтобы читатель захотел за ним проследить, чтобы переживал за его судьбу и желал ему победы, чтение станет бессмысленным. Да и писать такую книгу смысла нет.
Поэтому очень важно заранее определить вектор развития героев. Именно это и сделает их «живыми».
Нынешнее «я»
Когда мы описываем портрет героя в настоящем, приходится словно выхватывать его из середины сюжета. Чем глубже вы изучите сегодняшнее состояние героя, тем полнее сумеете раскрыть путь, который он проходит в книге.
При тщательной проработке нынешнего «я» возникает персонаж, за которым хочется проследить до самого конца истории. Знакомясь с героем в настоящем времени, мы сразу же понимаем, что для него ценно и важно, какие уроки он успел извлечь из жизненных ситуаций, каких перемен он желает или боится. Это измерение персонажа — пожалуй, самое легкое; его прорабатывают почти все авторы, потому что без него практически невозможен сюжет.
Вчерашнее «я»
Нынешнее состояние героя — только начало. В повествование обязательно нужно вплести детали прошлого, чтобы читатель знал предысторию персонажей. Ведь невозможно до конца понять человека, если не знать, что сформировало его как личность, что ему довелось пережить, какой путь он прошел.
Какие цели, какие мотивы проистекают из жизненного опыта персонажа? Как он будет развиваться в дальнейшем? Прошлое должно полнее раскрывать образ героя в настоящем и давать ему почву для эволюции.
Завтрашнее «я»
В отличие от предыстории, будущее измерение персонажа (личность, окружение, конфликты и т. п.) не всегда напрямую зависит от тех событий, что должны произойти в книге. Долгосрочный прогноз на дальнейшую жизнь героев тоже не входит в наши задачи. Необязательно показывать, что произойдет с каждым из персонажей через десятки лет. Нам нужно наперед просчитать, что может случиться дальше, к чему выведет нас сюжет, если следовать логике развития характеров.
Задайте себе такие вопросы:
— Чего ваш герой хочет от жизни?
— Что нужно, чтобы этого достичь?
— Что изменится, если он достигнет цели?
— Не менее важно: что случится, если герой не получит желаемого?
— Что стоит на кону?
Они не испытают огорчения, когда герой потерпит неудачу; не затаят дыхание в момент, когда его судьба будет висеть на волоске. Дразнящие проблески лучшего и худшего исхода — вот что заставляет нас дочитать книгу до конца. Нельзя недооценивать их важность; они должны угадываться в каждом эпизоде. Без такой интриги читатель будет постоянно спрашивать себя: «И к чему это все идет? Какой тут смысл? Зачем вообще я это читаю?» Только намеки на будущее побуждают читателя переходить от одной сцены к другой.
По материалам книги «Живой текст».