Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
Крестовый поход против лжи Дэниела Левитина
24 ноября 2017 4 417 просмотров

Надежда Чеботкова
Надежда Чеботкова

Есть навыки, которым нас не учили в школе, но которые приходится осваивать в течение жизни: как непрерывно учиться, как обрабатывать большие объемы текста или как обеспечить себе цифровую безопасность. Умение фильтровать и верифицировать информацию — не новый навык для некоторых профессий, но теперь его неизбежно придется освоить всем. И быть всегда начеку.

Почему эта книга?

Поздравляем, вы уже применяете критическое мышление! Хорошо, подаем сигнал: издание книги поддержал фонд «Эволюция», а вот отзыв Михаила Гельфанда, доктора биологических наук, профессора, члена Academia Europaea:

«Один из самых частых вопросов, который задают мне как популяризатору науки, — кому верить? Теперь у меня есть легкий ответ: прочитайте книгу Левитина, там все написано. Автор показывает, как увидеть манипуляции с численными данными; как определить, что вам врут в новостях; и, главное, на каких принципах построено научное мышление: что такое научный метод, пользуясь которым вы сможете сами определять, что из прочитанного и увиденного правда, а что, скорее всего, нет. Прочитайте эту книгу, а потом посмотрите новости по телевизору или изучите свежую газету. Что-то изменилось в вашем восприятии, не правда ли?»

Мое хобби — экстраполировать.
Мое хобби — экстраполировать. Источник

Как устроен «Путеводитель по лжи»

Автор начинает с числовой дезинформации, от манипуляции с графиками до теории вероятностей. Затем разбирает проблему экспертов и источников. Следующий раздел посвящен научному методу и логическим ошибкам. В конце Левитин подробно разбирает несколько примеров, в том числе высадку на луну и магию Дэвида Блейна.

Манипуляции с продажами

Начнем с простого примера. Что делать, если за последний период ваши продажи упали, но вы не хотите, чтобы это было видно на графике? Отразите кумулятивные продажи! Не данные по кварталам, а суммарные продажи на текущий момент. И только более пологая линия в конце графика дает повод что-то заподозрить.

Тим Кук и презентация iPhone 5S.
Тим Кук и презентация iPhone 5S. Источник

Существует ли эффект Моцарта?

Слушай классическую музыку 20 минут в день, и твой IQ пойдет в гору — согласитесь, привлекательная идея. К сожалению, исследование было проведено с ошибкой, имя которой — отсутствие контрольной группы. Пока одна группа слушала музыку, другой не давали никакого задания. В итоге эффект Моцарта возникал не от музыки Моцарта, повышающей IQ. Такой эффект наблюдался скорее на контрасте со скукой, которую испытывала вторая группа, чей IQ временно снижался из-за ничегонеделания.

Успешны ли выпускники Гарварда?

Вы работаете в университете и ваша цель — показать, что образование в Гарварде напрямую влияет на последующую высокую зарплату. Вы отправляете анкеты выпускникам, получаете благодарные письма людей, ваш вывод подтверждается. В чем подвох?

  1. Ошибка пропущенных данных: кто-то переехал, попал в тюрьму или стал бездомным.
  2. Среди тех, кто ответят, преобладают успешные люди, благодарные университету, а не те, кто потерял работу и обижен на жизнь.
  3. Студентов Гарварда нельзя назвать средними представителями. Как правило, это выходцы из семей с высоким доходом, а данный показатель коррелирует с зарплатой выпускника.
  4. Студенты Гарварда отличаются предприимчивостью и энергией, они могли бы заработать столько же и в случае посещения более скромного колледжа.
  5. Респонденты могут давать лживые ответы. Завышать доход, чтобы выглядеть более успешным. Занижать доход, чтобы университет не рассчитывал на щедрые пожертвования. А некоторые богачи в принципе могут не иметь представления о своем доходе, потому что он не ограничен зарплатой и может варьироваться год от года.

Вы работаете в университете и ваша цель — показать, что образование в Гарварде напрямую влияет на последующую высокую зарплату.
Иллюстрация из книги

У меня действительно рак?

Следующий пример посложнее, но он очень важен. Вы сдаете медицинский анализ и его результат указывает на заболевание. Какова вероятность того, что у вас оно и правда есть? Это не 100%, потому что сами способы проведения анализов неидеальны — они дают ложные положительные результаты и ложные отрицательные.

Вероятность того, что у женщины есть рак молочной железы, равна 0,8%. Если рак молочной железы есть, то вероятность того, что маммография его покажет, равна только 90%, так как сам аппарат неидеален и, бывает, идентифицирует не все случаи заболевания. Если же у женщины нет рака молочной железы, вероятность положительного результата равна 7%. А теперь предположим, что у женщины, выбранной для опроса случайно, тест показал положительный результат, — какова вероятность того, что у нее и правда рак молочной железы? Пусть у нас есть генеральная совокупность из 10000 женщин, заполним таблицу:

Вероятность того, что у женщины рак, равна 0,8%, иными словами, он у 80 женщин из 10 тысяч.

 

1) Вероятность того, что у женщины рак, равна 0,8%, иными словами, он у 80 женщин из 10 тысяч. Записываем эти данные на полях справа вверху.

2) Вероятность положительного результата анализа, если рак все-таки есть, равна 90%. Всего рак у 80 женщин, 90% от 80 равно 72. Записываем результаты в верхнюю строку таблицы.

3) Вероятность ложного положительного результата равняется 7%, то есть количество женщин, у которых положительный результат анализов и нет рака, равно 9920 * 0,07 ≈ 694.

Условная вероятность того, что у человека рак молочной железы, при условии, что результаты анализов были положительны, равна 72/766 ≈ 9,4%.

Наконец, мы можем ответить на наш вопрос. Условная вероятность того, что у человека рак молочной железы, при условии, что результаты анализов были положительны, равна 72/766 ≈ 9,4%.

Абдукция, Ватсон

Бонус для фанатов Шерлока Холмса. Великий детектив делает свои выводы в ходе искусных рассуждений, и хотя он уверяет, что использует дедукцию, на самом деле это совсем другая форма логического хода мысли, которая называется абдукцией. Дедукция — это форма рассуждений от общего к частному. Шерлок в некотором роде переходит от одной детали (наблюдения в квартире жертвы) к другой (делая вывод о том, что это все же убийство, а не суицид).

«Следуя правилам, предложенным в „Путеводителе по лжи“, мы сможем дать верную оценку тем многочисленным утверждениям, с которыми сталкиваемся ежедневно. Это сделает нас прозорливее в отношении существующей в интернете лжи и поможет не попасться на удочку всех тех лжецов и невежд, которые ее распространяют». Дэниел Левитин

По материалам книги «Путеводитель по лжи»

Обложка поста Andrew Yardley

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи