«У тебя всегда должно быть в запасе ровно столько денег, чтобы послать на фиг то, что тебя не устраивает», — вспоминает совет мамы автор книги «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид. Она объясняла, что в этом случае никогда не придется держаться за ненавистную работу или неподходящие отношения только из-за того, что нет финансовых возможностей изменить ситуацию.
Побуждая копить собственный «фигофонд», мама Сьюзен подчеркивала, насколько важно быть автономной, насколько вдохновляет возможность принимать решения исходя из собственных предпочтений, а не по принуждению какой-либо внешней силы.
Развитие эмоциональной автономности — мотивации через «хочу», а не через «надо» — это та область корректировки, которая необходима для больших изменений в жизни многим из нас.
Неправильная мотивация
Когда у нас появляется цель, мы можем сделать упор на дисциплину и силу воли, но это редко приводит к настоящему результату. Например, вы заставляете себя ходить в спортзал каждый день. Но часто ли вы при этом получаете удовольствие от тренировки? Добросовестно ли выполняете все задания тренера? Или, возможно, из чувства долга регулярно звоните родственникам, но поговорить вам особо не о чем.
Когда мы за что-то беремся вот так, побуждаемые грозящим пальцем, а не горящим сердцем, мы начинаем разрываться между благими намерениями и скромными результатами — даже если конечная цель кажется невероятно важной.
Две лошади
Такое состояние более двух тысяч лет назад описал Платон. Представьте себе колесницу, в которую впряжены две лошади с очень разными характерами. Одна лошадь — это страсти, инстинкты и внутренние порывы, а другая — разум, рациональное и моральное начала. Эти две лошади постоянно тянут нас в разные стороны. А наша задача — управлять обеими так, чтобы финишировать в нужном нам месте.
Наука подтверждает
Современные методы нейровизуализации показывают: всякий раз, как импульсивная, жаждущая поощрений система в нашем мозге (страсть) вступает в конфликт с рациональными долгосрочными целями (разумом), наш мозг пытается нас обуздать.
Например, вы решили перейти на здоровое питание, но замечаете в витрине с десертами аппетитный яблочный штрудель. Возникает активность в области мозга, связанной с удовольствием, — прилежащем ядре. Но вам же нельзя!
Пока вы сражаетесь с желанием наброситься на штрудель, в работу включается область мозга, связанная с самоконтролем, — нижняя лобная извилина. Когда обе эти области активны, мозг в буквальном смысле борется сам с собой — а мы решаем, взять штрудель или нет.
Обычно, когда мы стоим перед выбором, базовые характеристики, такие как вкус, обрабатываются в среднем на 195 миллисекунд раньше, чем характеристики пользы. То есть мозг поощряет определенные решения еще до того, как сила воли вообще дает о себе знать.
Корректировка мотивации
Голос тренера, который звучит у вас в голове и запрещает вам есть десерты, на самом деле редко помогает достичь цели без стресса. Но с помощью одной маленькой корректировки можно обойти состязание двух лошадей.
Нужно сформулировать свои цели через слово «хочу», а не «надо» или «полагается». Когда мы так корректируем свою мотивацию, уже не нужно беспокоиться о том, кто победит — страсти или разум. И воцаряется гармония!
Хочу-цели
Хочу-цели отражают истинные интересы и ценности человека, от них мы получаем удовольствие. Цель важна сама по себе, и мы выбрали ее сами. Надо-цели имеют внешнее происхождение: либо, как часто бывает, их внушает нам настойчивый друг или родственник («Пора тебе сбросить жирок!»), либо нами движет потребность
избежать стыда («Господи, да я похожа на дирижабль! Я не могу с такими боками идти по улице!»). Но в этом случае, рано или поздно, ваша решимость придерживаться диеты пошатнется.
Вы можете склониться к здоровому питанию из чувства страха, стыда или беспокойства о своей внешности. А можете выбрать здоровый рацион, потому что считаете здоровье необходимым условием для того, чтобы хорошо себя чувствовать и наслаждаться жизнью.
Вернемся к штруделю
Исследования показывают, например, что два человека, имеющих одну и ту же цель — похудеть на три килограмма, воспринимают один и тот же штрудель по-разному в зависимости от своей мотивации. Человек с хочу-мотивацией физически испытывает меньший соблазн. Он соглашается с тем, что штрудель выглядит аппетитно, но готов заменить его на что-то менее вредное. Хочу-мотивация снижает автоматическую тягу к стимулам и подталкивает вас к такой линии поведения, которая действительно поможет приблизиться к цели.
Надо-мотивация усиливает соблазн, потому что вы чувствуете, что в чем-то ограничены и чего-то лишены. И тут срабатывает психология шестилетнего ребенка, которому запретили играть в компьютерные игры или смотреть телевизор.
Это не значит, что вам просто нужно «мыслить позитивно» и игнорировать реальные проблемы. Если вы не можете найти свое «хочу» в той или иной области жизни, возможно, это значит, что пора что-то менять. Кстати, именно в этот момент и может понадобиться «фигофонд».
Находить «хочу» — значит облегчить себе выбор в пользу того, что приближает вас к той жизни, которую вы хотите.
По материалам книги «Эмоциональная гибкость».
Обложка поста: pixabay.