Всю жизнь у меня на столе творится беспорядок. Прямо сейчас на нем стоит ноутбук, рядом лежит расческа, стопка книг, наушники, два зарядника, три (!) мышки, несколько фотографий — и это не вся картина. Когда в МИФе вышла новая книга «Хаос», я поняла, кому она предназначалась. И тут же открыла главу про беспорядок — и успокоилась. Рассказываю почему.
История хаотичного стола
Развею все сомнения разом: я упорядоченный человек. У меня есть расписание. Я люблю чистоту. Сразу мою посуду после ужина. Стараюсь сдавать материалы вовремя. Люблю, когда в жизни есть график — хотя бы небольшой.
Стол писателя Рэя Брэдбери. — Источник
Но вот стол меня выдает. Где бы я ни жила и работала, он выглядит одинаково. Раньше меня ругала мама. Потом стали неодобрительно смотреть начальники. На прошлой работе на одной стороне стола у меня лежала стопка из двадцати журналов… Я прибираюсь на столе, но через пару дней вещи каким-то немыслимым образом заползают обратно. Кто-то скажет, что мне неохота убрать хлам да и только. Но это не совсем так.
Почему так?
Мой хаос — мой дом. Он как ещё одна комната в моей рабочей комнате, из которой мне не хочется выходить. Сейчас я работаю удаленно, и это никого не беспокоит. Но раньше я слушала множество замечаний по поводу «творческого беспорядка». Объяснить, что именно беспорядок помогает расслабиться и настроиться на творчество, было невозможно. Ведь для многих начало работы с текстом выглядит вот так.
Хаос полезен
Тим Харворд, автор книги «Хаос», уверен: важно не то, как выглядит ваше рабочее пространство, а кто его создал. Когда у вас есть возможность сдвинуть компьютер на другую сторону, развесить на стене рамки с фотографиями близких, сделать коврик для мышки с мордой любимого кота — тогда вы работаете продуктивнее и чувствуете себя счастливее.
Где доказательства?
В 2010 году два психолога из Эксетерского университета, Алекс Хаслам и Крейг Найт, разработали простые офисные пространства. Они решили провести эксперимент и узнать, влияет ли обстановка офиса на производительность труда. Поэтому попросили участников в течение часа проверять документы или отправлять почту в четырех разных офисах.
- Первый — функциональный, сдержанный. Пустой стол, кресло, карандаш и лист бумаги. Мечта перфекциониста. Правда, вскоре стало очевидно, что совершенная чистота угнетала. «Он казался выставочным пространством, где ничего нельзя сдвинуть даже на миллиметр, — прокомментировал один участник. — Расслабиться тут не получится».
- Второй офис был почти таким же. К нему добавили лишь пару деталей: картины с цветами, несколько комнатных растений в горшках. В таком пространстве легче дышалось, и сотрудники выполнили больше работы и чувствовали себя лучше.
- Третий вариант назвали вдохновляющим. Он был похож на второй вариант, но отличался тем, кто его декорировал. Сотрудники сами выбрали картины в рамках и комнатные растения. Эффективность в этом офисе была на 30% выше, потому что работа проходила в комфортной среде.
- Четвертый офис также декорировали участники эксперимента. Но после этого психологи в присутствии сотрудников переставили все вещи и превратили его в эффективное пространство (первый вариант). Хаслам и Найт назвали этот офис бесправным, хотя этот термин не до конца описывает ощущения участников.
Физическая обстановка имеет значение. Даже несколько зеленых растений или фотографий цветов делают работников счастливее и продуктивнее. Но важен не только дизайн, но и дизайнер. Если позволить сотрудникам самим менять личное пространство — приносить фото, оставлять книги, любоваться геранью, — это пойдет на пользу всем. Сотрудники будут продуктивнее, а начальник — доволен.
Ну и кто так делает?
Рабочее пространство может выглядеть творческим, но не быть таковым. Обилие игровых приставок, мягких диванов или печенек — не главное. В основе должна лежать способность самовыражения. И есть компании, которые дают сотрудникам такую возможность.
Здание 20
Вы наверняка думаете, что сейчас я напишу про Google. На самом деле напишу, но чуть позже, потому что первыми были вовсе не они. А корпус Массачусетского технологического института (MIT), который назывался просто — «Здание 20».
Его построили в военные годы, и выглядело оно по-спартански: трехэтажная пародия на армейские бараки и садовый сарай одновременно, а внутри — запутанный лабиринт с лаконичными указателям. Но именно в таком неудобном «Здание 20» произошли следующие события:
- из лаборатории RadLab, которая там располагалась, вышли девять лауреатов Нобелевской премии,
- там создали первые в мире коммерческие атомные часы и один из первых ускорителей элементарных частиц,
- написали Spacewar — первую аркадную видеоигру,
- Гарольд Эджертон сделал исторический снимок пули, проходящей сквозь яблоко.
Это фото было сделано в «Здании 20». — Источник
Это только малая часть событий, которые там произошли. Но почему они произошли? Конечно, нельзя исключить тот факт, что в «Здании 20» была удивительная концентрация учёных. Но также важно, что в нём была абсурдная и хаотичная планировка, сотрудники постоянно попадали не туда, куда хотели прийти. Случайные встречи происходили постоянно, люди беседовали, делились идеями и неожиданно изобретали что-то невероятное. При этом сами обитатели здания могли в любой момент менять своё рабочее место, как им заблагорассудится. В помещение вложили так мало денег, что, по словам Стюарта Бренда, автора книги «Как учатся здания», «никого не волновало, что ты там делаешь».
Чуть-чуть про Google и немножко про Pixar
Нельзя не сказать про эффективные и комфортные рабочие пространства и не упомянуть компанию Google и её штаб-квартиру Googleplex с горками и столами для пинг-понга. Устройство Google похоже на «Здание 20» тем, что каждый волен обустраивать свое место сам.
Один из офисов Google. — Источник
Про офис Pixar мы слышим реже, хотя его проектировал Стив Джобс. «Художникам, которые трудятся здесь, разрешено — нет, это даже поощряется — делать со своим рабочим пространством все, что заблагорассудится», — объясняет босс Pixar Эд Кэтмелл.
«Они могут днями сидеть внутри розовых кукольных домиков, — дополняет Кэтмелл — где потолки увешаны миниатюрными люстрами, в хижинах тики, сделанных из настоящего бамбука, детально разрисованных замках, пятиметровых башнях из пенопласта, которые выглядят так, будто их вырезали из камня».
Хаос — это нормально
Да, неряшливый стол выбивается среди стройных рядов идеально убранных мест.
Если хаос помогает работать и быть счастливым — не убирайтесь. Разрешите себе это 🙂
По материалам книги «Хаос»
Обложка поста из книги «Хильда и Тролль»