Информация распространяется по миру с невероятной скоростью. Она не всегда бывает полезной, интересной и, в особенности, правдивой. Реклама, например, использует все уловки, чтобы заставить нас купить товар. Фейковые новости собирают миллионы просмотров и могут спровоцировать огромный поток негатива. Цифры, графики, диаграммы могут создавать ложное впечатление, выгодное для его создателей и совсем не выгодное для нас.
Как защититься от этого влияния? По мнению автора книги «Путеводитель по лжи», лучшая защита против хитрых и изворотливых людей — это умение критически мыслить. Я прочитала книгу и хочу вам рассказать о том, как нас обманывают цифры.
Чехарда со средними
Средние значения могут быть весьма полезны, однако могут вводить в заблуждение. Их часто используют, чтобы рассказать о каких-то результатах, но не всегда их можно применить.
Наверняка вы читали где-то, что сегодня каждый пятый новорожденный младенец — китаец. Однако, это совершенно не означает, что у ваших соседей-шведов, которые ждут появления пятого ребенка в семействе, родится китаец.
Или, к примеру, в одной комнате из ста человек может находиться Билл Гейтс и 99 людей с низким доходом. В среднем по комнате, доход будет очень даже высоким. Если бы вы решили зайти в эту комнату, чтобы завести связи с богатыми и известными людьми, вы бы горько разочаровались.
Среднее арифметическое значение может сильно исказить статистику в отличие от других показателей — медианы и моды.
Махинации с осями координат
Составление графиков и диаграмм — это один из самых наглядных способов представления числовой информации. Но именно в графиках чаще всего неправильно отображают данные, либо по ошибке, либо умышленно. В итоге складывается совсем другое впечатление.
Вот пример с искаженными осями координат. На графике Fox News хотели показать, какая налоговая ставка могла бы быть через год, если бы президент не снизил налоги. Кажется, что размер налогов вырос бы в шесть раз, так как правый столбик именно настолько превышает левый. Но на деле разница состоит всего в 4,6 процентных пункта, то есть размер налогов возрос бы на 13%.
На втором графике мы можем наблюдать адекватное представление данных и впечатление уже создается совсем другое.
Из-за того, что ось Y начинается на первом графике не с нуля, небольшой рост в 13% превращается в увеличение на 600%.
Вот второй пример — график изменения цены на дома за последние десять лет. Цены устойчиво растут на 15% в год.
А если изменить ось X и включить годы, по которым у вас нет данных? Тогда график будет выглядеть так:
Теперь кривая стала такой крутой, что вы можете сделать неверный вывод, что в 2030 году дом будет стоить огромных денег. Играя осями координат, можно представить информацию в таком виде, что вы подумаете, что вам нужно поскорее приобрести дом. Хотя на деле, статистика показывает стабильность в увеличении роста цен на недвижимость.
Возможные уловки при сообщении данных
Представьте, что вы сотрудник компании по производству и продаже какого-то устройства — назовем их фрабезоиды. Вы отвечаете за связи с общественностью и у вас впереди пресс-конференция, на которой необходимо рассказать об успехах компании. На протяжении последних лет продажи стремительно росли, компания расширялась, но последний квартал был не самым неудачным. Продажи упали на 12%. То есть, график продаж за последние четыре года выглядит так:
Отображать продажи вам в таком виде нельзя, чтобы продажи не упали еще сильнее. Что же сделать, чтобы кривая пошла вверх, но данные были честными?
Ответ есть — показать не график квартальных продаж, а кумулятивных. То есть, сколько устройств было продано на текущий момент. Вот как выглядит график кумулятивных продаж:
Присмотревшись, вы увидите, что дела за последнее время пошли хуже, продаж стало меньше. Но на этот нюанс мало кто обратит внимание. А значит, зрители подумают, что фрабезоиды и сейчас очень хорошо продаются.
Фрейминг
Фрейминг — это изложение логически эквивалентной информации различными способами. То есть, новость одна и та же, однако подать ее можно совершенно по-разному. Во время подачи информации часто опускают какие-то важные детали либо из злого умысла, либо из-за непрофессиональности в данном вопросе, что значительно искажает статистику.
К примеру, в новостях однажды сообщили, что в 2014 году в авиакатастрофах погибло 992 человека и это наибольшее число за все время существования авиаперевозок. Эта новость может посеять страх перелетов у читателей и создаст впечатление, что самолеты стали падать чаще. Но, прежде чем вдаваться в панику, необходимо уточнить несколько моментов.
Во-первых, на сегодняшний день летать на самолете гораздо безопаснее, чем 50 лет назад, хотя и количество смертей выше. Но это логично, так как самих полетов стало в разы больше.
Во-вторых, на деле количество смертей на миллион пассажиров уменьшается с каждым годом, но в новостях не учитывают этот показатель.
Кстати, шанс попасть в авиакатастрофу составляет всего один на пять миллионов. Если включить критическое мышление, то можно увидеть, что в отличие от того же автомобильного транспорта, авиатранспорт в тысячи раз безопаснее.
Мухи отдельно, котлеты отдельно
В предъявлении статистики еще очень часто грешат сравниванием вещей, которые на самом деле сравнивать нельзя.
К примеру, как вам заявление о том, что чем больше размер ботинок у школьника, тем лучше он читает? Тут явно нарушена причинно-следственная часть, ведь главная причина увеличения размера обуви и качества чтения — это возраст.
Или то, что за последние 20 лет количество врачей увеличилось, но зарплата, в среднем, снизилась? Мы не знаем, с чем это точно связано. Может, молодые кадры не такие требовательные к зарплате? Или создалась избыточная конкуренция в профессии? Но доказательств ни первого факта, ни второго нет. Важно понимать, что некоторые данные, как в этих примерах, никоим образом нельзя интерпретировать. Как говорится в известной фразе: «Мухи отдельно, котлеты отдельно».
По материалам книги «Путеводитель по лжи».
Источник обложки , все остальные фото взяты из книги