Команда МИФ.Научпоп, как говорится, маленькая, но гордая. Нас попросили написать про личный топ-5: почему мы издали эти книги (вопрос больше к Ренату) и почему они нам особенно дороги. Рассказывать про то, что любишь, с одной стороны, легко — ты волен выбирать и хорошо знаешь контекст. С другой, тяжело — а вдруг я не смогу донести, что же самое главное в книгах, почему они такие хорошие. А ведь эти книги заслужили наилучшего обращения! В общем, с такими тяжелыми мыслями мы принялись писать.
Выбор Нади Чеботковой,
редактора, команда МИФ.Научпоп
Как не ошибаться
Автор мог добавить еще немного примеров и написать три книги, но он написал одну (за что ему спасибо и ждем новых). Для меня красота этой книги в причинно-следственных связях. Как один контекст перетекает в другой, параллельно стартует математическая история, потом они сливаются и расходятся, снова сливаются и так далее. Общий посыл можно сформулировать как «многие правильные вещи контринтуитивны», но, мне кажется, что такой формулировкой я обедняю книгу, которая суть огромная мозаика из исторических фактов, примеров, связей, математических комментариев, цитат и много другого.
Ритм вселенной
В отличие от бестселлера того же автора «Удовольствие от x» эта книга рассчитана на более высокий уровень подготовки и мотивации (да простят меня маркетологи). При этом автор каждую модель объясняет с азов, но чтобы дойти до конца, нужно быть трудолюбивым читателем. Ваш приз: модели синхронизма, теория хаоса, квантовая запутанность, методы шифрования, странные аттракторы…
Глазами физика
Не думала, что напишу так про научпоп, но «Глазами физика» — это очень добрая книга. Она написана человеком, который любит физику и в каждой главе чувствуется интонация фаната своего дела: «нет, ну вы только посмотрите, круто же, правда?». Первая часть книги подойдет тем, кто хочет разобраться в физике с основ, а вторая часть заинтересует и продолжающих — профессор Левин рассказывает про свои исследования в области астрофизики.
Кому что достанется — и почему
На каждом редсовете вместо «Карфаген должен быть разрушен» я говорю «А книгу Элвина Рота надо допечатать». Нобелевским лауреатом в наши дни уже никого не удивишь (по-моему, мы зажрались :)). Но я дорожу этой книгой по другой причине: после изданий «все обо всем за 30 минут» и кейсов, кочующих из книги в книгу, такое счастье, когда автор рассказывает про свою область исследований, нетипичную, новую и, простите, не хайповую. В общем, это книга про дизайн рынков без денег (например, рынок донорских органов) — какие алгоритмы нужны, чтобы они функционировали наиболее эффективно.
Искусство чтения
Это единственная гуманитарная книга в подборке, и она тоже осталась только в электронном виде. Томас Фостер учит читать и анализировать художественные произведения. Каждая глава — под каким еще углом можно посмотреть на книгу. Многие читатели проглатывают произведения не распробовав, воспринимают происходящее буквально и считывают только верхний слой повествования. Но чтобы перейти на новый уровень нужно потрудиться: делать паузы, задумываться, вести диалог с автором, задавать вопросы (почему так? это что-то напоминает? что дальше?).
Выбор Рената Шагабутдинова,
ассистента директора, участника редсовета, автора книг, команда МИФ. Научпоп
Справедливость
Автор, профессор Гарварда, разбирает классические моральные дилеммы, современные примеры поступков, справедливость которых — повод для дискуссии, и анализирует классические этические теории (Кант, Роулз, Бентам, Аристотель, etc.), задавая «наивные» вопросы, которые задавал бы читатель, читая первоисточники. Очень здорово, что есть книги, где сведущий человек анализирует эти самые первоисточники и ставит себя на место читателя, не искушенного в сложной философии.
Экономика всего
Когда я пришел на собеседование в МИФ, мой будущий руководитель предложил мне взять экземпляр любой книги. Я увидел, что МИФ сделал новое издание «Экономики всего» Аузана — и, конечно, взял ее. До этого я читал ее как приложение к журналу Esquire. Сейчас книга вышла в третьей своей реинкарнации, в том формате и на той бумаге, которых определенно заслуживает. Умение Александра Аузана писать стильно, интересно и понятно об институциональной экономике восхищает. Он приводит реальные жизненные и политические примеры, показывая, как работают теории и модели.
Почему мы ошибаемся
Самые незаметные изменения в обстановке могут вызвать очень серьезные изменения в поведении. Не обоснованные никакими разумными доводами. Изменение цвета формы у хоккейной команды может серьезно увеличить число её штрафных минут, картинка в рекламе может перевесить плюсы продукта-конкурента, а просмотр теледебатов и чтение информации о кандидате не повлияет на наш выбор: мы уже решили, за кого голосовать, после секундного взгляда на фото.
Большинство людей забывают свои пароли, и почти все мы переоцениваем свои возможности — никто не считает себя средним. Существует очень много разных ошибок. И много причин, по которым мы ошибаемся. Значимую часть автор, лауреат Пулитцеровской премии, рассматривает в своей книге.
Теория игр
Эх, такую бы книгу по теории игр нам в студенческие годы! Чтобы наглядно увидеть, насколько полезен и интересен этот предмет, сколько взаимодействий он описывает. Примеры в этой книге понятные и доступные: вот я сегодняшний (желающий рано встать и много сделать) борюсь с собой утренним (желающим еще поспать), имея право первого хода во время установки будильника; а вот вратарь перед отражением пенальти знает, что игрок знает, что вратарь знает, что игрок будет бить в правый от себя угол — и исходя из этого принимает решение.
Одураченные случайностью
Каждая книга Талеба, начитанного и оригинального мыслителя, — праздник. Они провокационные, местами дерзкие и хвастливые, но всегда заставляющие задуматься, поразмышлять, посмотреть на вещи под другим углом. «Одураченные случайностью» — первая и самая любимая. При каждом ее прочтении открываешь что-то новое и выписываешь несколько новых книг себе в список для дальнейшего изучения.
P.S. Интересно? Подписывайтесь на МИФ. Научпоп в соцсетях — Вконтакте,Телеграм. Каждый день — зарядка для интеллекта.