Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
20 лет непрерывного поиска и бесплатная «Яндекс.Книга»
21 сентября 2017 5 392 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

23 сентября «Яндексу» исполняется 20 лет. В честь этого события «Яндекс» сделал крутой подарок: выложил в общий доступ «Яндекс.Книгу» об истории компании (скачивайте→). Под обложкой — рассказы тех, кто придумывал и создавал самый известный в стране поисковик. Написал «Яндекс.Книгу» Дмитрий Соколов-Митрич. Рассказываем, что самое смешное в истории «Яндекса» и почему его офис похож на дом с привидениями.


А вы знали, что Россия — одна из четырех стран мира, где на рынке поиска доминирует собственная компания, а не Google? Именно «Яндекс» показал, что наша страна не только про балет и про космос. Мы еще и в области интернета можем делать нечто достойное.

Конечно, это не единственный наш проект мирового уровня в области IT, но «Яндекс» — это все-таки такая вершина, к которой тянутся. История про то, как наши умные ребята собрались вместе, создали технологию, построили гигантскую компанию и никто им особенно не помогал, — это больше чем голливудская история. Там таких примеров много, а у нас каждая из этих историй — первая, никакого образца для подражания в России не было.

Никто не помог, никто ни у кого ничего не украл, ничего не приватизировал, люди просто взяли и построили уникальный сервис мирового масштаба.

— Когда мы поняли, что мы — интернет-поисковик, мы сразу почувствовали себя в сборной мира, и это ощущение было захватывающим, — вспоминает Елена Колмановская. — Тогда в России все что-то строили с нуля или заново, но почти у всех были западные образцы для подражания, большинство шли след в след.

А тут ты ни за кем не идешь, потому что это терра инкогнита и ты вместе со всеми прокладываешь дорогу.

Причем — спасибо советской математической школе — ты не слабее прочих. Ты придумываешь будущее на равных со всеми. И как ты придумаешь, так и будет.

Александр Галицкий, основатель компании Almaz Capital Partners
Александр Галицкий, основатель компании Almaz Capital Partners

— Давайте возьмем наиболее успешные примеры в российском IT-бизнесе: «Яндекс», «Касперский», ABBYY, Evernote. Почему у них получилось, а у других нет? Ответ простой. Все эти компании созданы по-хорошему ненормальными людьми. В сегодняшнем мире это главная сила.

И таких людей сейчас меньше. Потому что талант заблокирован. В советские времена это еще как-то делалось: были физматшколы, были другие инструменты, которые выявляли талантливых ребят, давали им возможность развиваться. Сейчас этого гораздо меньше. А ведь люди стоят в основе всего. Ничего другого, кроме знаний, человечество для своего развития еще не придумало.

Умные всегда побеждают сильных. Иногда не сразу, но в конечном счете — всегда.


Самое смешное в истории про «Яндекс» то, что среди его отцов-основателей нет ни одного профессионального программиста. Поисковая компания стоимостью 15 млрд долларов,

которая контролирует более 60 процентов российского рынка поиска, создана программистами-любителями! Впрочем, по-другому и быть не могло: раньше такой специальности в наших вузах просто не было.

Дмитрий Мариничев, основатель и генеральный директор Radius Group
Дмитрий Мариничев, основатель и генеральный директор Radius Group

— Это как шарик в детстве надувать. Берете шарик, плотный. Зубами туда вцепились, в руку взяли и так: ф-ф-ф-ф-ф-ф… Ни фига не идет. Губы болят, рука дрожит. И потом вдруг в какой-то момент он — фу-у-у, и все, и пошел.

Все сегодняшние айтишники во всем мире, включая меня, все пока, слава богу, одинаковы. Это такой орден, который имеет доступ к тайному знанию и тащится от этого. Эти люди придумывают что-то новое, реализовывают его, получают результат, в очередной раз убеждаются в своем величии и от этого еще больше тащатся. Все остальные догонят это знание лет через…, когда произойдет смена парадигмы, когда вступит в силу то поколение, которое вообще никогда не жило без интернет-технологий, для которого они — как для нас электричество.

В мире насекомых есть такое неподъемное слово — трофаллаксис: trophe — питание, allaxis — обмен. Это когда сообщество живых организмов знает друг о друге все без слов и даже звуков. Это некая безошибочная коллективная интуиция, самоинформирующий социальный механизм, это когда муравейник все чувствует и ничего ты с этим не поделаешь.


Офис «Яндекса»

Любое сравнение, конечно, хромает, но нечто вроде трофаллаксиса наблюдается и в «цивилизации „Яндекс“». Она устроена не столько вокруг некоторого количества сильных, харизматичных людей, сколько вокруг определенного набора ценностей.

Люди, которые умеют говорить на языке этих ценностей, попадают в «Яндекс», как в ловушку, и крайне редко из нее выбираются.

Офисное пространство в «Яндексе» похоже на дом с привидениями: только подумаешь, о какой-то задаче — а рядом как раз материализовался человек, который для ее обсуждения жизненно необходим. Переговорки, кофе-пойнты, места для досуга, какие-нибудь закутки — все эти «ловушки креативной энергии» в офисе «Яндекса» придуманы неспроста, и они делают свое дело. Фраза «О, иди сюда, мы как раз сейчас про тебя говорим» — одна из самых распространенных в коридорах компании. Один человек шел в переговорку, другой на кофе-пойнт, третий в туалет — в результате получился новый сервис.

20 лет непрерывного поиска и бесплатная «Яндекс.Книга»
Офис «Яндекса»

Главный ресурс развития бизнеса — это несовершенство окружающего мира. По крайней мере, так считает Митя Иванов, директор по проектам «Яндекса».

— Дмитрий, я слышал от сотрудников «Яндекса» — рядовых и не очень, — что главным шоком, который они испытали, поступив сюда на работу, было то, что на вопрос «А что мне теперь делать?» им отвечали следующее: «Придумай себе занятие сам: за этим мы тебя и взяли».

— Не совсем так, но близко к правде. Конечно, мы берем человека на работу под определенную задачу. Но, выполнив ее, не нужно ждать, когда придет начальник и скажет, что делать дальше. А нужно оглядеться по сторонам, увидеть какое-то несовершенство бытия и попытаться как-то организовать себя, а еще лучше — людей вокруг себя с целью это несовершенство устранить.

— То есть нужно иметь такой инстинкт гармонизации окружающего мира?

— Да, пожалуй, это хорошая формулировка.


Чтобы разгадать загадку истории успеха «Яндекса», нужно осознать один факт: «Яндекс» построен идеалистами. Илья Сегалович однажды сказал: «Быть честным выгодно». Все серьезные решения в «Яндексе» принимались исходя из идеалистических соображений о том, что нужно приносить пользу людям, делать мир лучше. Чем дальше в будущее ты смотришь, тем выгоднее тебе быть идеалистом.


Удивительное дело: история «Яндекса» иллюстрирует, как в России сама собой, по принципу сорняка, выросла целая индустрия. А вместе с ней нечто еще более важное — культура развития. Быть в IT-тусовке стало модно.

— Хорошая экономика и новые технологии развиваются только там, где в обществе есть критическая масса оптимистов, — считает Эстер Дайсон, предприниматель, инвестор, член совета директоров «Яндекса».

Спасибо оптимистам: они подарили нам «Яндекс». Когда дочитываешь «Яндекс. Книгу», нет ощущения хэппи-энда, нет коронного «жили долго и счастливо». Потому что преобразование мира только начинается, а значит, история компании не окончена и будет постоянно пополняться новыми людьми, делами и проектами. Страницу этой книги невозможно закрыть. Можно лишь покинуть на время. Чтобы потом непременно вернуться.

По материалам «Яндекс.Книги»

Обложка поста: yandex.ru

Рубрика
Интересное
Похожие статьи