23 сентября «Яндексу» исполняется 20 лет. В честь этого события «Яндекс» сделал крутой подарок: выложил в общий доступ «Яндекс.Книгу» об истории компании (скачивайте→). Под обложкой — рассказы тех, кто придумывал и создавал самый известный в стране поисковик. Написал «Яндекс.Книгу» Дмитрий Соколов-Митрич. Рассказываем, что самое смешное в истории «Яндекса» и почему его офис похож на дом с привидениями.
А вы знали, что Россия — одна из четырех стран мира, где на рынке поиска доминирует собственная компания, а не Google? Именно «Яндекс» показал, что наша страна не только про балет и про космос. Мы еще и в области интернета можем делать нечто достойное.
Конечно, это не единственный наш проект мирового уровня в области IT, но «Яндекс» — это все-таки такая вершина, к которой тянутся. История про то, как наши умные ребята собрались вместе, создали технологию, построили гигантскую компанию и никто им особенно не помогал, — это больше чем голливудская история. Там таких примеров много, а у нас каждая из этих историй — первая, никакого образца для подражания в России не было.
— Когда мы поняли, что мы — интернет-поисковик, мы сразу почувствовали себя в сборной мира, и это ощущение было захватывающим, — вспоминает Елена Колмановская. — Тогда в России все что-то строили с нуля или заново, но почти у всех были западные образцы для подражания, большинство шли след в след.
Причем — спасибо советской математической школе — ты не слабее прочих. Ты придумываешь будущее на равных со всеми. И как ты придумаешь, так и будет.
Александр Галицкий, основатель компании Almaz Capital Partners
— Давайте возьмем наиболее успешные примеры в российском IT-бизнесе: «Яндекс», «Касперский», ABBYY, Evernote. Почему у них получилось, а у других нет? Ответ простой. Все эти компании созданы по-хорошему ненормальными людьми. В сегодняшнем мире это главная сила.
И таких людей сейчас меньше. Потому что талант заблокирован. В советские времена это еще как-то делалось: были физматшколы, были другие инструменты, которые выявляли талантливых ребят, давали им возможность развиваться. Сейчас этого гораздо меньше. А ведь люди стоят в основе всего. Ничего другого, кроме знаний, человечество для своего развития еще не придумало.
Самое смешное в истории про «Яндекс» то, что среди его отцов-основателей нет ни одного профессионального программиста. Поисковая компания стоимостью 15 млрд долларов,
которая контролирует более 60 процентов российского рынка поиска, создана программистами-любителями! Впрочем, по-другому и быть не могло: раньше такой специальности в наших вузах просто не было.
Дмитрий Мариничев, основатель и генеральный директор Radius Group
— Это как шарик в детстве надувать. Берете шарик, плотный. Зубами туда вцепились, в руку взяли и так: ф-ф-ф-ф-ф-ф… Ни фига не идет. Губы болят, рука дрожит. И потом вдруг в какой-то момент он — фу-у-у, и все, и пошел.
Все сегодняшние айтишники во всем мире, включая меня, все пока, слава богу, одинаковы. Это такой орден, который имеет доступ к тайному знанию и тащится от этого. Эти люди придумывают что-то новое, реализовывают его, получают результат, в очередной раз убеждаются в своем величии и от этого еще больше тащатся. Все остальные догонят это знание лет через…, когда произойдет смена парадигмы, когда вступит в силу то поколение, которое вообще никогда не жило без интернет-технологий, для которого они — как для нас электричество.
В мире насекомых есть такое неподъемное слово — трофаллаксис: trophe — питание, allaxis — обмен. Это когда сообщество живых организмов знает друг о друге все без слов и даже звуков. Это некая безошибочная коллективная интуиция, самоинформирующий социальный механизм, это когда муравейник все чувствует и ничего ты с этим не поделаешь.
Офис «Яндекса»
Любое сравнение, конечно, хромает, но нечто вроде трофаллаксиса наблюдается и в «цивилизации „Яндекс“». Она устроена не столько вокруг некоторого количества сильных, харизматичных людей, сколько вокруг определенного набора ценностей.
Офисное пространство в «Яндексе» похоже на дом с привидениями: только подумаешь, о какой-то задаче — а рядом как раз материализовался человек, который для ее обсуждения жизненно необходим. Переговорки, кофе-пойнты, места для досуга, какие-нибудь закутки — все эти «ловушки креативной энергии» в офисе «Яндекса» придуманы неспроста, и они делают свое дело. Фраза «О, иди сюда, мы как раз сейчас про тебя говорим» — одна из самых распространенных в коридорах компании. Один человек шел в переговорку, другой на кофе-пойнт, третий в туалет — в результате получился новый сервис.
Офис «Яндекса»
Главный ресурс развития бизнеса — это несовершенство окружающего мира. По крайней мере, так считает Митя Иванов, директор по проектам «Яндекса».
— Дмитрий, я слышал от сотрудников «Яндекса» — рядовых и не очень, — что главным шоком, который они испытали, поступив сюда на работу, было то, что на вопрос «А что мне теперь делать?» им отвечали следующее: «Придумай себе занятие сам: за этим мы тебя и взяли».
— Не совсем так, но близко к правде. Конечно, мы берем человека на работу под определенную задачу. Но, выполнив ее, не нужно ждать, когда придет начальник и скажет, что делать дальше. А нужно оглядеться по сторонам, увидеть какое-то несовершенство бытия и попытаться как-то организовать себя, а еще лучше — людей вокруг себя с целью это несовершенство устранить.
— То есть нужно иметь такой инстинкт гармонизации окружающего мира?
— Да, пожалуй, это хорошая формулировка.
Чтобы разгадать загадку истории успеха «Яндекса», нужно осознать один факт: «Яндекс» построен идеалистами. Илья Сегалович однажды сказал: «Быть честным выгодно». Все серьезные решения в «Яндексе» принимались исходя из идеалистических соображений о том, что нужно приносить пользу людям, делать мир лучше. Чем дальше в будущее ты смотришь, тем выгоднее тебе быть идеалистом.
Удивительное дело: история «Яндекса» иллюстрирует, как в России сама собой, по принципу сорняка, выросла целая индустрия. А вместе с ней нечто еще более важное — культура развития. Быть в IT-тусовке стало модно.
— Хорошая экономика и новые технологии развиваются только там, где в обществе есть критическая масса оптимистов, — считает Эстер Дайсон, предприниматель, инвестор, член совета директоров «Яндекса».
Спасибо оптимистам: они подарили нам «Яндекс». Когда дочитываешь «Яндекс. Книгу», нет ощущения хэппи-энда, нет коронного «жили долго и счастливо». Потому что преобразование мира только начинается, а значит, история компании не окончена и будет постоянно пополняться новыми людьми, делами и проектами. Страницу этой книги невозможно закрыть. Можно лишь покинуть на время. Чтобы потом непременно вернуться.
По материалам «Яндекс.Книги»
Обложка поста: yandex.ru