Мы продолжаем наш цикл статей о писательском мастерстве и принципах, которые помогут вам писать вдохновляюще и ярко. Следуя этим принципам, вы научитесь писать тексты, которые хочется прочитать.
Сосредоточьтесь на проблеме
По большому счету мы не пишем в продающем и убеждающем тексте о проблеме как таковой. Мы пишем о проявлениях этой проблемы в жизни адресатов этого текста.
Важно, сформулировав проблему или возможность в общем, спросить себя: «Ну и как это отражается на жизни моих читателей?». Допустим, вам нужно привлечь внимание тех, кому не хватает денег на жизнь. Как эта нехватка проявляется? Приходится постоянно стрелять до получки? Слова «это слишком дорого» ребенок уже выучил наизусть? Подарки родным и друзьям выбираешь по принципу «что дешевле»?
Наконец, вы хотите рассказать о возможности надолго сохранить молодость. Как эта молодость выглядит? Молодость — это когда взгляд остается открытым и ясным, кожа — упругой и нежной, а линия щек и подбородка — четкой, словно очерченной легким пером художника…
Сделайте текст понятным
Представьте, что вам нужно рассказать эскимосам, никогда не слышавшим о слоне, что это за существо. Лучше всего — построить свой рассказ от общего к частному. Сначала определяется суть (слон: а) большой; б) с хоботом), а потом эта суть шаг за шагом обрастает деталями. Этот подход помогает легко объяснять даже самые сложные вещи — ведь вместо горы фактов человек получает своего рода этажерку, где для каждого факта уже подготовлена полочка.
Допустим, вы объясняете, что такое акции и облигации. Если с ходу обрушить на читателя информацию о том, что такое купон, дивиденды, дисконт и кто такие миноритарии и мажоритарии, можно его «потерять». Прежде чем углубляться в детали, обозначьте самую суть вашего текста. Чем отличается акция компании Х от облигации компании Х? Можно сказать: «Акция — это свидетельство того, что вам принадлежит часть компании Х, а облигация — свидетельство того, что компания Х должна вам некую сумму. И то и другое свидетельство можно купить, и тогда часть компании или долг станут вашими. А можно продать, и тогда они перейдут к другому». Уяснив главное, ваш читатель будет готов разбираться в деталях. Или представьте, что вы задумали рассказать о монгольском блюде бууза. Если вы просто вывалите факты кучей, читатель, вполне возможно, запутается.
Найдите свою интонацию
Интонация — способность думать о предмете не так, как кем-то предписано о нем думать, а вашими собственными мыслями, с использованием слов из вашего словаря. Учитесь формулировать в уме и переносить формулировки на бумагу или экран.
Только не ждите диктовки свыше, озарения, состояния экстаза — садитесь и пишите, а в остальное время думайте. Вырабатывайте свою интонацию на уровне потока мысли. Письмо — просто технический процесс.
Попрощайтесь с внутренним критиком
Внутри каждого из нас сидит критик. И он часто осуждает нас и говорит, что ничего не получится. Особенно часто с внутренним критиком сталкиваются начинающие авторы, которые сомневаются в своих способностях.
Чтобы разобраться с внутренним критиком раз и навсегда — постоянно пишите и постоянно публикуйте свои работы. В какой-то момент вам захочется довести всё до идеала, и внутренний критик будет способствовать этому желанию. Однако вместо того, чтобы тратить всю свою энергию, время и силы, постарайтесь вовремя остановиться. Не пытайтесь всегда доводить результат своей работы до состояния «идеально». Этого очень сложно добиться, а кроме того, вам всегда будет что улучшить. Вместо этого, публикуйте текст, как только он будет соответствовать шкале «хорошо» и принимайтесь за следующее задание. Не дайте внутреннему критику себя остановить!
По материалам книг «Автор, ножницы, бумага» и «Пишем убедительно».