В суете современной жизни мы потеряли способность присутствовать в настоящем и наслаждаться гармонией. Как остановить шум в голове, обрести счастье, справиться с негативными эмоциями и научиться понимать других? Об этом великий духовный лидер, дзен-буддийский монах Тит Нат Хан рассказывает в книгах «Мир в каждом шаге» и «Тишина». Делимся интересными мыслями автора.
Счастье рядом
В обычной жизни большинство из нас находится в погоне за комфортом — материальным и эмоциональным, и эти повседневные заботы отбирают все время. Мы очень заняты ими: как заработать достаточное количество денег, как обеспечить себе пропитание, жилье и другие материальные блага. Есть у нас и заботы эмоционального плана: любит ли нас какой-то конкретный человек, надежно ли наше положение на работе и так далее.
ИсточникВсе эти вопросы заставляют нас волноваться почти постоянно. Мы озабочены тем, чтобы найти себе надежных друзей, но таких, с которыми не было бы сложно. Мы ищем в жизни то, на что мы могли бы положиться. Подобным заботам, как материальным, так и духовным, мы уделяем девяносто девять процентов нашего времени. И это понятно: мы хотим удовлетворить повседневные потребности, потому что желаем чувствовать себя в безопасности. Но многие из нас озабочены тем, чтобы удовлетворять свои нужды сверх тех, что являются базовыми.
Нашей физической безопасности ничто не угрожает, мы сыты, имеем крышу над головой и любящую семью. И все равно находимся в состоянии перманентного волнения.
Что же нужно для счастья на самом деле? Освободить внутреннее пространство. Спокойствие и тишина позволят заглянуть глубоко внутрь себя и понять, кем вы являетесь и чего вы хотите от своей жизни.
ИсточникРаньше вы бежали в поисках чего-то. Заставляли себя добиваться достаточных условий для того, чтобы быть счастливым. Вы полагали, что именно в настоящий момент у вас этих условий нет. Но таким образом вы просто душили в себе естественную радость жизни, которую предоставило вам ваше появление на свет.
Мир полон чудес. Если вы можете существовать, если вы можете быть свободными, значит, вы можете быть счастливыми здесь и сейчас. Вам не за чем больше гнаться. Остановитесь и успокойте свой разум. Вернитесь к себе и насладитесь тем, что каждый момент находитесь здесь. Все радости жизни взывают к вам. Если вы способны их услышать, то прекращайте гонку.
Сила улыбки
Улыбка — ребенка или взрослого — очень важна. Если повседневность не отучила нас улыбаться, если мы способны на умиротворение и счастье, то от этого лучше не только нам самим, но и всем остальным. Если мы уже поняли, как надо жить, — что может быть лучше, чем начать день с улыбки? Она подтверждает, что мы поддерживаем осознанность и готовы жить в мире и радости. Источник искренней улыбки — пробужденный разум.
ИсточникКак не забыть улыбнуться, когда просыпаешься? Может быть, стоит оставить напоминание (веточку, листок, картинку или несколько воодушевляющих слов) на окне или над постелью, чтобы взгляд падал на них, как только вы проснетесь. Освоив практику улыбки, вы больше не будете нуждаться в напоминании. Вы начнете улыбаться, как только услышите пение птиц или увидите лучи солнца, струящиеся сквозь окно. Улыбка поможет встретить новый день с добротой и пониманием.
Улыбка возвращает мир, а ведь мы полагали, что давно его утратили. Улыбка приносит счастье нам самим и окружающим. Даже потратив много денег на подарки всей семье, мы не сможем купить ничего, что дало бы близким столько счастья, как дар нашей осознанности и улыбки. Это бесценно — и ничего не стоит.
Река чувств
Чувства играют важнейшую роль в том, куда направлены наши мысли и действия. Внутри нас течет река чувств, и каждая капля — новое чувство, связанное с остальными. Чтобы понаблюдать это, можно просто сесть на берегу реки и замечать каждое чувство, появившееся на поверхности: оно проплывает мимо нас и исчезает вдали.
ИсточникЕсть три вида чувств: приятные, неприятные и нейтральные. Когда появляется неприятное чувство, его хочется отогнать. Но эффективнее просто наблюдать его, отмечая про себя: «Вдыхая, я знаю, что во мне есть неприятное чувство. Выдыхая, я знаю, что во мне есть неприятное чувство». Называя чувство по имени (гнев, сожаление, радость или счастье), мы глубже осознаём его и признаём, что оно владеет нами.
Мы можем использовать дыхание, чтобы установить контакт со своими чувствами и принять их. Если дыхание легкое и спокойное, то разум и тело, а за ними и чувства, постепенно станут легкими, спокойными и ясными.
Внимательное наблюдение основано на принципе недвойственности: наше чувство неотделимо от нас и не вызвано исключительно чем-то вне нас; наше чувство есть мы, и в данный момент мы — наше чувство. Мы не тонем в чувстве, не подавлены им и не отторгаем его. Отношение непривязанности и неотторжения приводит к тому, что мы отпускаем указанное чувство. Такова важная часть медитативной практики.
Если мы встречаем неприятные чувства с заботой, вниманием и ненасилием, мы готовы преобразовать их в здоровую энергию, способную питать нас. Если мы будем внимательно наблюдать за своими неприятными чувствами, они могут пролить свет на многое из того, что скрыто в нас самих, позволяя глубже понять себя и общество.
Корни гнева
Гнев возникает из-за недостаточного понимания себя и причин (как глубинных, так и непосредственных) создавшейся неприятной ситуации. Гнев также берет начало из желаний, гордости, волнения и подозрений. Корни гнева — в нас самих. Наше окружение и другие люди — лишь вторичные причины.
ИсточникНесложно примириться с гигантским ущербом, нанесенным естественными катастрофами: землетрясениями или наводнениями. Если же ущерб вызван другим человеком, мы теряем терпение. Но мы знаем, что у землетрясений и наводнений есть причины. Тогда мы должны понимать, что и у человека, вызвавшего наш гнев, тоже были причины (как глубинные, так и непосредственные) поступить так, как он.
Например, если кто-то ругает нас, возможно, другой человек накануне говорил с ним в том же тоне — или когда-то в детстве так поступал отец-алкоголик. Видя и понимая подобные причины чужого поведения, мы начинаем освобождаться от гнева. Это не значит, что надо оправдывать распущенность того, кто специально обижает вас. Но важнее всего позаботиться о зернах негатива в себе. Тогда, если надо будет помочь кому-то или сдержать его, мы сделаем это из сострадания, а не из гнева или желания отомстить.
Искренне пытаясь понять страдания другого, мы с большей вероятностью станем действовать так, чтобы помочь ему преодолеть страдания и замешательство — и это поможет всем нам.
Как услышать других
Когда мы говорим, мы, конечно, думаем о том, что высказываемые нами мысли правильные. Но иногда из-за нашей манеры общаться собеседник не воспринимает наши слова, и они не оказывают желаемого эффекта и не вносят большей ясности и понимания. Стоит спрашивать себя: «Говорю ли я для того, чтобы просто что-то сказать, или я думаю, что мои слова поспособствуют исцелению собеседника?»
Если мы немедленно отвечаем на чье-то высказывание, то просто демонстрируем свои знания или действуем под влиянием эмоций. Когда мы слышим высказывание собеседника, то зачастую не утруждаем себя тем, чтобы выслушать его внимательно и глубоко заглянуть в высказанную им мысль. Мы просто перебрасываем на его сторону быстрый ответ или даже возражение. Это не помогает делу.
В следующий раз, когда кто-то задаст вам вопрос, не спешите с ответом. Воспримите ту мысль, которой с вами поделились, глубоко внутрь себя. Пусть ваш собеседник почувствует, что его действительно внимательно выслушали.
ИсточникВсе мы, а особенно те, чье призвание состоит в помощи другим, получим большую пользу, если научимся внимательно слушать. Чтобы приобрести и закрепить этот навык, нужно постоянно тренироваться. Но прежде всего надо научиться внимательно выслушивать себя. Для того чтобы помогать людям, вы должны испытывать умиротворенность, легкость и свободу.
По материалам книг «Мир в каждом шаге» и «Тишина»