Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Прочее
Бумажные или электронные книги? Мнение редактора Нади Чеботковой
13 апреля 2017 10 197 просмотров

Надежда Чеботкова
Надежда Чеботкова

Этот вопрос я бы отнесла к распространенной логической ошибке — ложной дилемме, потому что палитра ответов на него шире, чем «чаще то» или «чаще это». Слишком много «зависит от…». Например, представляет ли бумажное издание художественную ценность? Предстоит ли активно работать с книгой? Насколько качественно сделана электронная версия? Куда поставить очередной книжный шкаф? Иногда у читателя нет выбора: некоторые библиографические редкости не оцифрованы, а другие, напротив, доступны только в отсканированном виде или вообще в формате диафильма. В конце концов, есть еще аудиокниги и мультимедийные книги. Так что если человек на подобный вопрос отвечает быстро и однозначно, то это подозрительно.

Некоторые люди говорят, что у них сильно различается восприятие текста в зависимости от носителя (по скорости, усваиваемости информации), но это не мой случай. Я всеядна в плане носителей. Думаю, в большинстве случаев — дело опыта и привычки. Мои коллеги-редакторы не могут читать электронные книги, потому что много лет работают с бумагой и смотрят на книгу профессиональным взглядом: гармонично ли в этой верстке сочетаются шрифты, поля и содержание? Потом они открывают электронную версию (не PDF), а там висячие строки, коридоры из пробелов, пять переносов подряд — страшный сон! Но иногда читают — приходится (особенно когда хотят прочесть книгу до ее прихода из типографии).

Электронных книг я читаю больше (планировала сначала так и ответить на вопрос, какие книги книги читают чаще — бумажные и электронные, но получилось две страницы). Когда я вижу бумажную книгу, и в игру вступают эмоции и рефлексы, я напоминаю себе: «Надя, если ты действительно хочешь прочитать эту книгу, купи электронную». По моей статистике, из последних ста прочитанных книг всего двенадцать были бумажными. Если электронной книги нет, то раньше я покупала бумажную, а теперь заношу в список книг для покупки, и книги еще проходят испытание временем.

Почему такая большая разница в пользу электронных книг? Честно говоря, я сама удивилась, когда подсчитала. Во-первых, наверное, должность — редактор электронных книг — обязывает. Во-вторых, электронные книги всегда под рукой, их можно открыть и читать в любом месте при любой свободной минуте (в час пик в метро или в очереди в магазине), поэтому книги прочитываются быстрее. Я встречала исследования, что люди читают электронные тексты медленнее бумажных, но эти исследования не учитывают фактор, что человек может выкроить суммарно разное время на чтение электронки и бумаги.

У меня есть версия, что электронные книги в моем случае читаются быстрее в том числе из-за ширины экрана мобильного телефона. Размер строки как раз тот, который охватывает периферическое зрение, т.е. взгляд скользит по странице строго вертикально.

По умолчанию я читаю в формате ePub в iBooks на телефоне — это сочетание наиболее корректно и полно в плане форматирования отображает книгу. И главное: можно делать закладки/заметки и, о чудо, их все разом экспортировать и отправить себе на почту. В домобильную эпоху я делала в бумажных книгах карандашные пометки на полях, а потом проходила по книге с ластиком и перепечатывала в компьютер. Занимало ужасное количество времени.

Проблемы есть. Многие книги, которые я покупаю, сделаны грязновато (вылезают лишние дефисы, пробелы, съезжают ударения, появляются нечитаемые знаки — электронным книгам тоже нужен корректор). И мало того, что неприятно читать (особенно когда книга хорошая, а к ней так неуважительно отнеслись), у меня взгляд на такие вещи заточен, и я спотыкаюсь на чтении.

Еще есть малюсенький рынок книг-приложений для планшетов: когда красиво сверстано, проиллюстрировано, есть справочные материалы и интерактивные элементы; при этом сохраняется функционал цитат и заметок. Получается своеобразный аналог полиграфических шедевров. Но это дорого в производстве и мультимедийные книги «не зашли» ни у нас, ни на западе.

Для некоторых людей бумажное оформление — это дополнительная мотивация и вдохновение, чтобы читать. Тоже не мой случай, если есть время на чтение — уже награда. Поэтому меня удивляет пропаганда чтения, социальная реклама чтения, это какое-то эхо школьных лет и списка литературы на каникулы. Как будто люди до сих пор считают, что, читая, они делают одолжение другим — учителям, родителям. Не бывает же социальной рекламы про то, что нужно слушать музыку.

Бумага. Я проанализировала, что может меня побудить купить бумагу: возможность выбора, уникальность издания, научная литература, эстетика.

Многие предпочитают бумажные книги, потому что любят выбирать: приходить в книжный магазин и выбирать. Я не люблю сетевые книжные магазины — я знаю, что там продают, выбирать неинтересно: классика, модные книги топовых издательств. Еще не могу простить сетевым книжным отсутствие местных издательств. У меня есть традиция: приезжая в какой-нибудь российский город, я покупаю краеведческую книгу, не туристическую книжку с картинками, а что-нибудь написанное с любовью местным историком. Так вот, в сетевых магазинах таких книг практически нет, а несетевые не выживают.

«Авторские» магазинчики уже привлекательнее, хотя зачастую в них тоже все известно — модные книги определенных издательств. Поэтому люблю ходить на книжные ярмарки и искать там небольшие издательства. Обычно книги презентует директор или главный редактор — можно и поговорить. Некоторые крупные издательства на выставках не работают сами, а выставляют посредника — сетевой магазин и его продавцов. Это разочаровывает: где интимность и контакт с читателем? Зачем им выставка? (Кстати, на стенде МИФ последние несколько лет работают сотрудники, причем из всех отделов: редакторы, разработчики, маркетологи, управляющие). В общем, с книжных ярмарок я уезжаю с пакетами книг. Спасибо издательствам, которые не принимают к оплате карты, меня хоть что-то останавливает.

image00
источник

Еще люблю букинистические магазины. Этим летом в отпуске в Баку свернули в переулок, а там подъезд, в котором стены заставлены книгами. И чтобы вытащить книгу из нижнего ряда, нужно чтобы два человека поддерживали стену. Уехала с комментированным сборником сатирической иранской поэзии, а также с ощущением добычи, удачи, уникальности и опытом восточного торга.

Напоследок несколько категорий книг, где бумага у меня побеждает (помимо очевидных детских книг и альбомов по искусству). Во-первых, это научные издания. Их просто редко продают в электронном виде (а если такие книги делать в epub, их нужно внимательно проверять — у нас на рынке такой культуры нет). И в научных книгах важен аппарат издания и пронумерованные страницы для точности ссылок.

Во-вторых, уважаю издательства, которые не наряжают свои книги как новогоднюю елку, лишь бы зацепило читателя, лишь бы не прошел мимо, а которые держат планку по верстке и оформлению. Уважаю и поддерживаю покупкой книг.

Рубрика
Прочее
Похожие статьи