У каждого есть система организации рабочего процесса. В своей книге «Привычка к творчеству» Твайла Тарп подробно рассказала о способах хранения идей и проектов. Они помогут всем, у кого в жизни больше одного занятия и много хобби, и кто хочет доводить проекты до их логического завершения, ничего не потерям и не забыв.
Идеальная система хранения
Для того чтобы выйти за рамки и накреативить с три короба, нужно для начала завести коробку. Коробка намного удобнее простой папки. Коробки нетрудно достать, они недороги, высокофункциональны и достаточно долговечны, их можно переносить и подписывать, и от них легко избавиться.
Каждый новый танец Твайла начинает с коробки. Пишет на ней название проекта и постепенно наполняет различными вещами, которые помогают его реализовать или просто с ним связаны. В нее попадают записные книжки, газетные вырезки, компакт-диски, видеозаписи с участниками труппы во время репетиций, книги и фотографии, а также вдохновивляющие произведения искусства.
Коробка помогает почувствовать себя собранным и организованным, даже когда вы еще сами не знаете, куда идете. Она как договор о принятии на себя обязательств. Простое действие — написать название проекта на коробке — уже означает, что вы начали над ним работать.
Самый большой страх творческого человека — это страх потерять гениальную идею, которую он не успел вовремя сохранить в укромном месте. В общем, надеюсь, вы согласны с тем, что коробки — это полезнейшая вещь!
Ящик с вырезками
Система не должна быть сложной. Твайла в книге пишет про редактора, который собирает вырезки из газет и журналов. Немалую часть рабочего времени он проводит с ножницами в руках, вырезая различные истории, фотографии, иллюстрации. Затем складывает все в выдвижной ящик к уже хранящейся там груде других вырезок. Какое-то время он «настаивает» их в темном, прохладном ящике, специально о них не думая, но зная, что они всегда под рукой.
Когда кто-то из коллег заходит к нему в отчаянном поиске хорошей идеи, он открывает свой ящик и выкладывает его содержимое на стол. «Давай-ка посмотрим, что у нас тут есть», — говорит он гостю, и они начинают вместе просматривать его коллекцию. И обязательно какой-нибудь заголовок или фраза натолкнут их на мысль, которая в свою очередь подскажет замысел истории.
Этот редактор хранит в своем ящике «намеки на идеи» — легкие, едва уловимые проблески мысли, спрятанные где-то в отдаленных уголках мозга, которые подсказывают что-то интересное, пусть до конца и не осознаваемое нами. Вытаскивая из ящика свои архивы, он вспоминает эти мысли, ведь это они первоначально побудили его сохранить эти вырезки.
Система хранения Бетховена
В хорошем архиве также всегда можно найти материал, который послужит искрой озарения для создания чего-то нового. Бетховен, несмотря на свой бунтарский нрав и романтические идеи, был хорошо организованным человеком. Он хранил все важное для себя в нескольких записных книжках, которые были рассортированы по уровню развития идей. Это были блокноты для записи идей в черновом варианте, идей на этапе проработки и для законченных идей. Похоже, он уже на этапе зарождения идеи знал, что ей предстоит пройти через раннюю, среднюю и позднюю стадии развития.
По этим записным книжкам все, кто владеет нотной грамотой, могут по стадиям проследить творческий процесс. Бетховен фиксировал черновую мелодию, еще не совсем оформившуюся, и она дозревала там, занесенная на бумагу. Через несколько месяцев ее записывали уже в другую книжку. Бетховен не оставлял свои идеи неизменными. Он совершенствовал их и развивал, тем самым заново наполняя энергией.
Коробка не заменяет творчество
Когда журналист получает задание написать о чем-то, он не садится сразу же за стол, чтобы тут же выдать на-гора законченную историю. Прежде он должен проделать обязательную для всех журналистов рутинную работу. Во-первых, изучить весь материал по теме, который только удастся раздобыть. Затем пообщаться с людьми, что- бы проверить старую информацию, а после накопать новую. Наконец, собрать комментарии героев или экспертов — это первоэлемент любого солидного репортажа. Все это накапливается в его записях. Такая подготовка и сбор материала могут длиться целыми неделями или даже месяцами в зависимости от сроков исполнения задания. И только изучив материал, выяснив все точки зрения и взгляды, он садится за написание статьи. Если он хорошо потрудился при сборе материала, это отразится на публикации: писать ее будет легко, а сам текст выйдет ясным и понятным. Если собранный материал будет дрянным, такой же получится и статья. А слова для нее придется буквально выдавливать из себя.
Писатель, грамотно организовавший свою систему хранения и извлечения информации, способен написать гораздо больше. Ему не приходится тратить много времени на поиски нужного материала, перелистывая записные книжки или обыскивая комнату в поисках важной цитаты. Все в коробке!
Грустно видеть людей, которые так и не перешли от «коробочной» стадии к стадии творчества. Коробка не заменяет творчество. Она не сочиняет музыку, не пишет стихи, не ставит танцы. Коробка всего лишь накопитель сырьевого материала. Это склад-мастерская, в котором есть полезные инструменты для раскрытия вашего творческого потенциала, но не сам потенциал.
По материалам книги «Привычка к творчеству».