В соцсетях больше 80 миллионов фотографий. Книга «В поисках кадра» рассказывает о творческом подходе к фотографированию. Примите эти советы к сведению, чтобы ваши снимки выделялись на фоне остальных.
1. Силуэт — самая чистая из всех форм
Форма важнее фигуры, текстуры или узора: именно по ней люди обычно опознают предметы. Вам может казаться, что вы вдыхаете аромат благоухающей розы, но пока не увидите форму растения, вы не убедитесь в этом. Вы слышите по радио сексуальный голос, но не уверены, обладает ли говорящий привлекательными формами: ведь вы его не видите.
Силуэт — самая чистая из всех форм, поэтому неудивительно, что фотосъемка силуэтов так популярна. Двумерные тени и силуэты, пожалуй, лучше всего определяют форму.
Решив сделать акцент на форме, крайне важно выставить экспозицию по наиболее освещенному предмету в окружении вашего объекта, чтобы силуэт получился контрастным. — Иллюстрация из книги2. Мозг мгновенно распознает порядок и беспорядок
Мозг, этот удивительный механизм, мгновенно распознает порядок и еще быстрее — беспорядок. На отсутствие порядка в композиции мозг реагирует одним из двух способов:
- воспринимает кадр как скучный, безжизненный, невнятный, незавершенный;
- видит фотографию хаотичной, лишенной гармонии, раздражающей.
Ваш мозг поспешно заключает, что вам удалось сфокусироваться на нужном объекте, забывая напомнить, что до нажатия кнопки стоит посмотреть левее, правее, выше и ниже объекта, убедившись, что вы не впустили в кадр «незваных гостей».
Чаще всего в появлении незваных гостей виновата спешка фотографа. Подумайте, что важно для кадра? Что вы хотите показать — порядок или беспорядок?
Уберите из кадра лишнее, руками или используйте зум ногами.
3. Используйте ноги в качестве зума
Большинство композиций требует от фотографа физических перемещений в пространстве, чтобы добиться гармоничной расстановки элементов кадра: взять левее или правее, выше или ниже, приблизиться или отодвинуться. Выбор композиции всегда субъективен, поскольку все мы видим по-разному.
Посчитав, что ваша композиция идеальна, и убедившись, что в кадре нет ничего лишнего, нажмите на кнопку, но потом сделайте два шага в сторону объекта съемки и сфотографируйте его снова. Вы с удивлением обнаружите, что эти два шага сделали композицию куда привлекательнее.
4. Делайте фотографии на рассвете
Цвет дневного освещения варьирует в зависимости от времени суток и погоды. Полуденное солнце дает жесткий белый свет. Учитывая направленность сверху и бесцветность такого освещения, вы едва ли запечатлеете композицию, полную эмоций. Вот почему многие опытные фотографы предпочитают снимать рано утром.
В хорошую погоду перед рассветом безоблачное небо окрашивается в холодные оттенки синего и пурпурного или розовые и красные тона. Всё меняется с пробуждением солнца, когда его теплый свет раскрашивает предметы спереди и сбоку оттенками оранжевого и золотого.
На первом изображении — синие цвета рассвета, за 20 минут до восхода. Поднимаясь же, солнце, как видно на втором снимке, распространяло вокруг теплое свечение. Опытные фотографы заметят, что это наиболее удачное время для съемок. Такое освещение быстро исчезает, что видно на третьей фотографии, сделанной всего через полчаса после предыдущей. — Иллюстрация из книги5. Добавьте немного напряжения
Вопреки расхожему мнению понятие удачной композиции существует не только в изобразительном искусстве. Когда всё течет ровно, «композиция» жизни в гармонии. А всякая гармония — сочетание определенного количества спокойствия с определенным количеством напряжения. Напряжение представляет собой ощущение движения — как физического (например, на изображении ребенка, бегущего по цветочному полю), так и умозрительного (например, изогнутая линия грунтовой дороги).
Фотограф запечатлел девушку, пока та приближалась к сильной струе воды, идущей изо рта разных людей, чьи портреты поочередно проецируются на обелископодобные башни из стеклоблоков. Деление на равные части в этом снимке придает композиции равновесие, а застывшее движение девушки, означающее, что она в пути, добавляет снимку напряжения.
Боковое освещение особенно эффектно, потому что создает напряжение игрой света и тени. Оно возможно, когда солнце сбоку от вас и объекта съемки. Такой свет создает тени, которые придают композиции удивительную глубину и подчеркивают фактуры.
По материалам книги «В поисках кадра».
Фото обложки поста — @julia_batirova.