Если бы я не стала писателем, то занялась бы нейробиологией. Меня дико заводит устройство мозга и чем больше я читаю книг по нейробиологии, тем больше убеждаюсь: мы на крючке. Зная, как функционирует мозг, можно управлять нами. Чем, собственно, успешно и занимается маркетинг, реклама, политики и многие другие.
В прошлом году у нас выходила книга «Не бери в голову» Криса Пэйли о том, как подсознание влияет на наши решения, и прошла незамеченной. А зря! В ней были собраны исследования, которые доказывали, что мозг вертит нами, как хочет. А еще — что нам можно заложить в голову любую мысль — как в фильме «Начало» — и вскоре эта мы поверим в эту мысль. Расскажу вам о нескольких ловушках мышления.
1. Если вы думаете, что останетесь в одиночестве, то, скорее всего, так оно и будет
Ученые решили выяснить, как перспектива одиночества влияет на желание людей помогать другим. Они провели эксперимент: собрали группу студентов и сказали им:”У нас есть точный тест, который позволит определить, насколько вы будете счастливы в личной жизни«.
Позже случайной половине студентов сообщили: «Тест показал, что вы будете несчастливы. Возможно, вы и женитесь/выйдите замуж, но с годами появится одиночество». А другой половине ученые сообщили:”У вас будет любимый партнер и стабильный брак«.
После этого теста психологи предложили тем же самым студентам позаботиться о людях. Им сказали, что собирают пожертвования на благотворительность и оставили ребят наедине с ящиком для сбора денег. Как вы думаете, что произошло? Те участники, которым пророчили любовь, дали почти в четыре раза больше денег.
В другом эксперименте студентам после тест на «любовь» предложили пройти тест на творчество. И в одни из моментов экспериментатор как будто случайно опрокидывал на пол стаканчик с карандашами. Две трети тех, кому предыдущий тест «предсказал» большую любовь, помогли собрать карандаши, а среди тех, кому пророчили одиночество, — собрать карандаши помог только один из шести.
Вывод: если вы настраиваете себя на одиночество, то и ведете себе так, что с вами не захочется строить длительных отношений.
2. Чем больше мы смотрим на вещи, тем больше они нам нравятся
Согласитесь, в детстве мы очень любим свои игрушки, мы в восторге от еды, которую готовит наша мама. «У детей практически нет выбора — что любить, но большинство из них кажутся вполне счастливыми. Однако выяснилось, что пристрастие большинства из нас к еде, приготовленной матерью, — это не везение и не странное проявление генетики. Постоянное употребление чего-либо заставляет нас любить это все больше и больше», — пишет Крис.
Одним из первых такой эксперимент провел психолог Роберт Зайонц. Он просил людей читать вслух список бессмысленных слов (например, «иктитаф», «диликли» и «чивадра»). Он говорил, что это — турецкие прилагательные. После этого он спрашивал участников, какие из этих слов значат что-то хорошее, а какие — что- то плохое.
К «хорошим» люди относили те слова, которые чаще встречались в списке. А к плохим — те, что реже встречались в списке. Ученые уверены: «Мы даже можем полюбить людей еще больше, если постоянно будем видеть их изображение (многие диктаторы хорошо понимали этот феномен)».
Я помню, как один мой знакомый пришел голосовать во время общегородских выборов. Он никогда не интересовался политикой, но выбрал того человека, лицо которого чаще других мелькало на билбордах. Так что именно поэтому у молодых и, возможно, дельных кандидатов так мало шансов: они просто не примелькались нашему мозгу.
3. Мы делаем то, что делают другие
Вот один из моих любимых примеров. В Аризоне есть национальный парк — знаменитый «Окаменелый лес». Многие годы минералы откладывали органические материалы в древесине, и лес буквально превратился в камень.
Конечно же, многие посетители захотели отломить себе кусочек камня и унести домой. В год туристы уносили 14 тонн ископаемого леса! Ученые совместно с администрацией парка выбрали три зоны и решили провести эксперимент. В одной зоне не было никаких табличек. В другой был знак — «Пожалуйста, не выносите окаменелую древесину из парка». А в третьей зоне был знак с таким текстом: «Многие посетители унесли куски окаменелой древесины из парка, изменив естественную природу „Окаменелого леса“», плакат дополнялся фотографиями трех туристов, собирающих сувениры«.
Как вы думаете, какие были результаты? В первой зоне без табличек было украдено 3% камней. Во второй зоне — меньше 2%. А в третьей зоне, в которой людям сообщили буквально следующее «В нашему лесу многие воруют камни», процент воровства был 8%!
Так что когда нам сообщают, например, о том, что «9 000 женщин делают аборты. Не делайте их!», — эта рекламная кампания будет иметь обратный эффект.
Люди всегда подсознательно делают то, что, как им кажется, делают другие. Как мне сказал один маркетолог: «Самый легкий способ заставить что-то купить человека — это сказать ему «Эта штука уже есть у всех!».
4. Если вы помните о чем-то, это не значит, что это происходило на самом деле
Знаете, часто случаются такие ситуации, когда группа людей не может что-то вспомнить, и вдруг один из них заявляет: «Я вот точно помню, что было именно так!». Нам кажется, что наша память — это хранилище правды. Но так ли это?
Можно ли верить человеческой памяти?
Элизабет Лофтус — когнитивный психолог, эксперт по вопросам человеческой памяти, наиболее известная своими работами по эффекту дезинформации — провела эксперимент, который показал, как опасно доверять только своей памяти.
Суть была простая: ученые показали добровольцам ролик с дорожной аварией.
Одну группу участников спросили: «Как быстро двигались автомобили, когда разбились вдребезги друг о друга?»
Другим они задали тот же вопрос, только использовали слова «врезались», «стукнулись», «соприкоснулись» или «ударились». Участники, которые слышали вопрос с глаголом «разбились», отметили более высокую скорость.
Неделей позже экспериментаторы снова встретились с добровольцами и задали им новые вопросы о той самой аварии. Например: «Были ли во время аварии разбитые стекла?». Те волонтеры, у которых ранее спрашивали о скорости движения автомобилей, используя глагол «разбились» друг о друга, ошибочно вспоминали о разбитых стеклах после аварии в два раза чаще.
Вы только подумайте: всего одно слово так сильно изменило восприятие людей.
Крис Пейли ссылается и на другие интересные и местами спорные эксперименты ученых. Например, в одном эксперименте участников «вспомнили», что грабители несли отвертку, которой на самом деле не существовало. Еще были эксперименты, когда людям в буквально смысле «внедряли» в голову детские воспоминания и события, которых никогда не происходило, включая потерю родителей в супермаркете, полет на воздушном шаре и даже встречу с кроликом Багсом Банни в Диснейленде.
Так что вывод простой: наше восприятие прошлого, наша память зависит от многих факторов и, скорее всего, вы помните сильно искаженный вариант действительности.
5. Сила воли постепенно «истощается»
Как ни странно, но у нас ограниченное количество «силы воли» в организме. Чем больше волевых актов в течение дня мы совершаем, тем сложнее к вечеру нам противостоять искушениям или решать сложные задачи.
Например, ученые провели эксперимент: они попросили некоторых участников в течение шести минут не думать о белом медведе. Это сложно — попробуйте сами. Чем сильнее вы стараетесь не думать, тем больше думаете. После того, как прошло шесть минут, исследователи предложили добровольцам разгадать несколько анаграмм.
«Это было по-настоящему тяжелым испытанием: экспериментаторы намеренно предложили невыполнимое задание: выносливость людей, которые отважно пытались контролировать свои мысли, должна была ослабеть, и они должны были быстрее отказаться от невыполнимого задания с анаграммами, чем те, кому перед заданием было позволено думать о чем угодно. Именно этот эффект и обнаружили исследователи. Интересно, что процесс выбора истощает те же ментальные мускулы, что и упражнения по самоконтролю», — пишет Крис.
Похожие выводы были и в экспериментах, когда добровольцам предлагали выбрать марку шампуня, футболку и носки. После того, как нужно было принимать решение, что купить, «сила воли» у них ослабевала, и им было труднее держать руки в холодной воде длительное время (чем тем, кому ничего не приходилось выбирать).
Именно поэтому в супермаркетах выкладывают шоколадки, жвачки и чипсы около касс. После того, как мы ходим по магазину и постоянно принимаем решение, наш запас силы воли истощается. И мы не может противостоять соблазнам.
В общем, понаблюдайте за собой и вы поймете, что ваш выбор зависит от многих факторов и в большинстве случаев ваши решения, которые кажутся взвешенными, абсолютно спонтанны и необъяснимы.
И напоследок, как пишет Крис: «Лучший способ мышления — это не думать». Подумайте об этом -)
Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже.
#100способовизменитьжизнь