В эпоху соцсетей никого не удивишь заурядными фотографиями достопримечательностей. Хорошая новость — чтобы сделать снимок великолепным, не нужна навороченная фототехника или джедайство фотошопа. Важнейший ингредиент, который отличает посредственный снимок от божественного, — ваша личная креативность.
Брайан Петерсон — всемирно известный фотограф и преподаватель, автор бестселлеров и основатель собственной фотошколы, учит по-настоящему видеть мир через объектив. Его книгу «В поисках кадра» стоит прочитать всем фотографам без исключения — от новичков до профессионалов, — чтобы добиваться еще более впечатляющих результатов и посмотреть на свою работу свежим взглядом. Это книга об идеях, берущихся из потока, который течет сквозь каждого из нас.
Вдохновение и чувственное восприятие
Почему я это не увидел? Ответ порой неоднозначен. Может, вас одолевали мысли о работе или вы оделись не по случаю и дрожали от холода. Неспособность «видеть» — пожалуй, величайшее препятствие, которое встает на пути к крутым кадрам. Но этого можно достичь благодаря практике и упорству.
Пока еще не существует камеры, которая самостоятельно находила бы интересный кадр. До сих пор не изобрели техники, которая инстинктивно определяла бы «то самое мгновение».
Пожалуй, лучшее определение креативности — это сочетание изобретательности, вдохновения и чувственного восприятия.
Стоит научиться видеть — по-настоящему, — и перед вами встанет следующая проблема: создать из всего этого великолепия сбалансированную и гармоничную композицию.
Увидеть лес глазами лягушки
Вы можете поднять свою способность восприятия на качественно новый уровень, приучая себя увидеть лес глазами лягушки, городскую улицу — с уровня тротуара. Лягте на спину под раскидистой елью и покажите дерево глазами белки, которая только что вскарабкалась вверх по стволу. Передвигаясь на коленях, вы, несомненно, обнаружите, насколько пронзительнее получается портрет маленького ребенка.
А главное, меняя ракурсы, вы познакомитесь с возможностями своего объектива. — Иллюстрация из книгиПри каком ракурсе лучше фотографировать — на уровне глаз, стоя на коленях, лежа на животе или на спине? Есть ли рядом дерево или лестница, на которые можно забраться, чтобы сделать кадр с наиболее удачной точки обзора? Есть ли внутри этой композиции еще одна?
Смена ракурса способна усилить чувство сопричастности тому, что фотографируешь.
Фото с обложки
Возможность видеть и передавать осязательные ощущения зависит от одного важного условия: освещения. Удачная фотография с участием текстур — в противоположность линии, форме, узору или цвету — возможна, если источник света расположен снизу.
Начав замечать текстуру и использовать ее при съемке, вы увидите, как она полезна в создании фотопейзажей в качестве элемента переднего плана. Она способна усилить эмоциональный отклик зрителя, обострив восприятие.
Представьте, сколько ливней я повидал, пока рос на тихоокеанском Северо-Западе США. Поэтому тем утром в Тусоне был удивлен, услышав, что в городе впервые за полгода выпало много осадков. Стоя на углу этой улицы, недалеко от испанского квартала, я был зачарован фактурой и цветом открывшейся передо мной картины. Отлогая дорога гнала воду к бордюрам, а светофор, меняя цвета, отражался в этой реке.
Три снимка справа содержат многое: от текстуры залившей все вокруг вспененной воды до извивающихся линий, разнообразных форм и цветов. — Иллюстрация из книгиУчиться видеть
Учиться видеть необходимо, если желаешь решать множество визуальных задач. И этому действительно можно научиться! Например, посмотрите на снимок ниже. Сразу несколько элементов композиции находятся в действии на этом эффектном снимке.
Далеко не последнюю роль играет сила, которая исходит от широких линий колонн Мемориала Линкольна в Вашингтоне. Очевидно, что в данном случае куда более толстые линии здания создают разительный контраст тончайшей ручке швабры, которую держит мужчина, моющий лестницу. Конечно, следует учесть и человеческую фигуру: ничто, кроме памятника, не повторяет лучше человеческую фигуру с шваброй, и мы сразу понимаем величие громады Мемориала.
Хороший пример композиции, контраста и смысла. — Иллюстрация из книгиНельзя приучить свои глаза «видеть» — по крайней мере в самом начале, — не заключая потенциальный кадр в рамку видоискателя. Поэтому каждую неделю посвящайте час или два такой тренировке: смотрите через объектив вверх и вниз, влево и вправо, при разном фокусном расстоянии и под разным углом.
Упражнение: цвета и их взаимоотношения
«Правильные» цвета дарят чувство гармонии. Одно из упражнений, которое я даю своим ученикам, просто в исполнении и при этом познавательно. Главное — проделать его дважды: в солнечный день и в пасмурный. Купите несколько листов цветной бумаги, а затем наведайтесь в продуктовый за цветными овощами и фруктами: помидорами, лимонами, лаймами, красной капустой, зелеными яблоками, морковью, перцами, черникой, виноградом и прочим.
Уделив достаточно времени пониманию цветов и их взаимоотношений, вскоре вы начнете видеть их повсюду и будете знать, как лучше всего передавать их, правильно выбирая ракурс, объектив и свет. — Иллюстрация из книгиПоочередно кладите овощи и фрукты на черную и белую бумагу, а также на бумагу, выкрашенную в дополнительные цвета (например, красный перец на зеленый лист), а затем на бумагу схожего цвета (скажем, красный перец на оранжевый лист) — и выстраивайте экспозицию с каждым сочетанием. Просмотрите результаты и обратите внимание на гармоничные и дисгармоничные пары.
Еще в книге
В книге вы найдете описание всех базовых элементов и продвинутых техник, которые позволяют смотреть на вещи по-новому:
- Много парных кадров, которые показывают композицию «до и после»: «хорошо» и «лучше».
- Выясняем, на что способен ваш объектив
- Что такое зум ногами и зачем он нужен
- Зрение человека против зрения камеры
- Эмоциональное воздействие близкого переднего плана
- Как нарушать правила
- Как привносить чувство гармонии в любую фотокомпозицию
- Элементы композиции — линия, форма, фигура, текстура, узор и цвет
- Как фотографировать в синий и золотой часы
- Пасмурные и дождливые дни — не помеха прекрасным снимкам
- Раздвигаем границы творчества с помощью фотошопа
Нет волшебного рецепта для создания привлекательных снимков. Творческое видение приходит с практикой, если вы постоянно задаетесь вопросом «А что если?..». Исследуйте мир через объектив своей фотокамеры. И не останавливайтесь на достигнутом!