Нам часто задают вопросы: как устроиться на работу в МИФ, какими навыками и качествами надо обладать, чтобы стать частью команды, важен ли опыт работы, чего не стоит говорить на собеседовании — и многие другие. Римма Дмитриева, ответственная за поиск и подбор лучших из лучших для МИФа, рассказала обо всем этом. Раскрываем все секреты МИФа 😉
Римма, самый важный вопрос. Что такое home office в МИФ?
Да, именно об этом я хотела и рассказать сначала. Дело в том, что такой формат работы пока не очень часто встречается в России, и люди не всегда правильно его понимают. Home office — работа удаленная, то есть основную массу задач вы закрываете из дома и периодически приезжаете на встречи в офис. Но работать в режиме home office — не значит, что вы полдня занимались своими делами, а вечером немного поработали. Отнюдь. У нас полноценная работа с полной занятостью, и, поверьте, совмещать с другими проектами это невозможно.
Каким человеком надо быть, чтобы попасть в МИФ?
Мы очень тщательно отбираем людей в МИФ. Во-первых, потому что работа из дома не всем по плечу, во-вторых, у нас довольно высокие требования к кандидатам, потому что делать и продвигать крутые книги — задача не из легких. В-третьих, важно, чтобы человек соответствовал нашей корпоративной культуре и хотел развиваться, двигаться вперед, как и мы.
Для нас важно, чтобы человек был начитанным, умным и обладал хорошим опытом в той области, где хочет развиваться. Например, на маркетинговые позиции нам необходимы не только хорошие коммуникаторы, но и аналитики, которые умеют работать с цифрами. Идеально, когда все это сочетается в одном кандидате. Почти все маркетологи в МИФе — с техническим образованием. Нам очень нужны «технари»: маркетологи, которые не просто умеют писать красивые статьи, но и знают, когда стоит обратиться к цифрам. Умеют оценивать и «оцифровывать» свою эффективность: мы нацелены на результат, который измеряется не только качественно, но и количественно. И это совсем не значит, что тем, кто закончил гуманитарные ВУЗы, дорога к нам заказана. Приходите 😉
Если вы думаете цифрами, нам по пути.
Что делать, если вы хотите работать в МИФе, но волнуетесь, что не все знаете? Наверняка вы в курсе. Читайте книги, друзья! Во время интервью мы всегда спрашиваем кандидатов, читают они книги или же нет, потому что наше издательство может поделиться большим «куском пирога»: на рынок мы выпускаем около 60% книг по маркетингу. Маркетолог, который не знает про наши книги, вряд ли нам подходит. Этих кандидатов мы не рассматриваем.
Возвращаясь к соответствию кандидатов корпоративной культуре и духу МИФа: у каждой компании есть характер, что привлекает людей с похожими ориентирами, ценностями и мечтами. МИФ –– это какая компания?
Все верно. Это так. МИФ — трудолюбивая команда единомышленников. И мы находимся в постоянном поиске таких же людей: тех, кто любит свою работу, кого она не пугает, активных, оптимистичных людей, которые горят желанием сделать мир лучше.
Римма, раскрой секрет менеджеров по персоналу. У вас же есть некие фильтры, через которые проходит или не проходит кандидат. Какие они?
Да, действительно они есть. У нас есть такое понятие, как фундаментальные компетенции (ФК). Нам важно, чтобы человек проходил по нашим требованиям к фундаментальным компетенциям. В МИФе это ориентированность на результат, умение самостоятельно ставить себе задачи и принимать на себя ответственность.
Мы проверяем человека, ориентируясь на различные показатели — не только на ФК: к примеру, как человек ведет себя в сложных ситуациях, в неожиданных ситуациях, как ориентируется в стрессовых ситуациях. Если он опаздывает на встречу, хамит ли он охраннику, который долго проверяет его паспорт. Обращаем внимание и анализируем многие невербальные признаки. Проводим кейсовые интервью — задаем разные вопросы. Например, были ли у вас в работе ситуации с конфликтом интересов и как вы из них выходили, смогли ли найти точку соприкосновения. Так или иначе, может быть, не одного кейса, но нескольких вполне хватает: человек очень ярко показывает себя.
Если кандидат демонстрирует нужные нам навыки, то мы, скорее всего, его возьмем.
А как проходит собеседование?
Первый этап интервью с HR у нас проходит по skype, что тоже помогает «отфильтровывать» своих людей. Не все кандидаты пользуются skype, но, как показывает практика, не все гибки в восприятии и готовы его быстро установить. Некоторые настаивают на личной встрече. Первое общение в новом формате (так как многие привыкли ко встречам) — тоже своего рода стресс, и мы обращаем внимание на то, как человек ориентируется, может ли расслабиться и найти общий язык или напряжен на протяжении всей беседы.
Мы не нанимаем людей по skype. Если мы считаем, что человек нам подойдет, то встреча с нанимающим менеджером проходит в офисе. Если человек живет не в Москве, мы просим его приехать.
Какие еще вопросы задают людям, которые хотят работать в «Манн, Иванов и Фербер»?
Мы всегда спрашиваем у кандидата: «Вот ты пришел сегодня в МИФ. Почему к нам? Где ты видишь себя через год? Чего ты хочешь?». Это не просто стандартные вопросы, а ценный инструмент в работе HR-а. Возможно, вы удивитесь, но 90% кандидатов, не важно какого возраста, не могут ответить на вопросы: «Что ты хочешь? Что ты ждешь от МИФа? Каких задач? Почему ты к нам пришел?». Кто-то отвечает: «Я хочу быть большим директором через год», кто-то говорит, что хочет развиваться горизонтально, а руководителем быть совсем не обязательно. Нам важно, чтобы человек мог сформулировать свои намерения, чтобы он знал, куда хочет двигаться. Есть ли у него цель в жизни и план ее достижения.
Не бойтесь проговаривать задачи, которыми хотите заниматься. Допустим, пиарщик может сказать: я люблю писать тексты, взаимодействовать с журналистами. Одним словом, обозначить то, что ему нравится. Некоторые пиарщики не любят организовывать встречи и мероприятия, а кто-то, наоборот, чувствует себя с event-задачами как рыба в воде.
Я всегда задаю этот вопрос в начале интервью, перед тем как перехожу к обсуждению вакансии. Люди обычно начинают говорить что-то вроде: «У вас же в объявлении написано…». В этом месте я говорю: «Стоп. Это у нас написано. А вы старайтесь отталкиваться от того, что вы хотите делать и что у вас лучше получается». Почему? Все просто.
Мы — такая компания, которая формирует позицию под человека.
Если мы видим, что человек обладает ценными для нас навыками, и в ходе беседы понимаем, что они могут быть полезными для компании, то можем сформировать позицию конкретно под этого кандидата. У нас уже были такие кейсы. Поэтому никогда не бойтесь говорить, чего вы хотите, и не подстраивайтесь под описание вакансии. Чтобы попасть в команду МИФа, надо просто четко понимать, куда планируешь двигаться и к чему прийти.
Римма, можешь рассказать о тестовых заданиях?
Каждая позиция подразумевает выполнение тестового задание. Это пример будущих обязанностей. Тестовые задания помогают кандидату прожить один день с МИФом и понять, сможет ли он делать то, чего мы от него ждем. Например, людей, которые работают с клиентами, мы просим написать несколько писем: менеджеры по продажам пишут письма по сценарию «Клиент вам не перезвонил. Какие ваши действия?», «Клиент недоволен вашими услугами». Если это позиция, где нужно работать с экселем, мы даем задание провести ABC-анализ. Если это пиарщик, просим его составить список СМИ, с которыми он собирается сотрудничать, и смотрим, как он с ним работает: ставит ли какие-то цифры, разбивает ли на группы он этот список или делает по принципу «что первое попалось, что и напишу».
На самом деле все просто, если ты четко знаешь, чего хочешь, и мотивирован на результат.
Важно ли наличие опыта работы по специальности или в МИФе многому научат?
Безусловно, мы готовы обучать новых людей и делаем это, но в то же время хотим видеть кандидатов, которые сами научат нас чему-то новому. Свежий, профессиональный взгляд — большой плюс в бизнесе.
Интересный момент: наличие опыта в издательском бизнесе — не всегда плюс для нас, поэтому пусть отсутствие опыта в этой области не останавливает вас от отклика на вакантную позицию в МИФ. Почему? Дело в том, что круто продвигать книги мы уже умеем. Это показывают наши рейтинги, доходы и то, что в кризис мы все еще продолжаем искать людей. Другие издательства в той или иной мере смотрят на бизнес, скажем так, с того же угла. Нам же важно, чтобы человек пришел из другой индустрии, посмотрел свежим взглядом на то, что мы делаем, и предложил новую идею.
Кстати, именно поэтому многие наши сотрудники сами ставят себе KPI и сами говорят, что будут делать. Мы не знаем, насколько безграничны ваши возможности. Придите и покажите.
Тому, как круто мы уже умеем, мы вас обязательно научим. А чему научите нас вы?
Можно ли пройти стажировку в издательстве?
К сожалению, в рамках home office это неэффективно. Лишь некоторые отделы МИФ практикуют стажировку с последующим трудоустройством в команду: к примеру, отдел РПО (редакционно-производственный отдел), где набирают будущих редакторов и принт-менеджеров из числа студентов (как правило, из МГУП).
Чего нельзя говорить на собеседовании?
Я бы сказала, что на интервью лучше говорить все как есть и точно не стоит придумывать то, чего нет. Как показывает практика, на испытательном сроке все всплывает на поверхность. Если кандидат соврал, мы, как правило, расстаемся. Будьте собой! И обязательно подготовьтесь ко встрече: исследуйте сайт МИФ, узнайте, с кем будете общаться, погуглите МИФ. Нам важно, что вы хотите быть частью команды.
И, конечно, чтобы вы читали книги. Тем, кто хочет у нас работать, я бы порекомендовала для начала прочесть «Доставляя счастье», «Открывая организации будущего» и «Scrum. Революционный метод управления проектами».
А что надо сказать обязательно?
Правду и ничего кроме правды 😉 Лучше четко отвечать на вопросы и не расплываться по древу. Кстати, последним грешат 90% пиарщиков: их невозможно остановить и вставить свой вопрос. Я не имею в виду, что не надо говорить. Поясню. Если у человека есть четкое понимание того, что он хочет и что делает, он так и ведет беседу — без «отклонений от курса».
Что же делать? Во-первых, подготовьтесь ко встрече: если вы не уверены в себе, у нас может создаться впечатление, что вы не разбираетесь в том или ином вопросе. А во-вторых, если не знаете — так и скажите.
Только не молчите. Это самое худшее, что можно сделать. Накидайте варианты, поразмышляйте вслух, придумайте гипотезу.
И еще. Не стесняйтесь на вопрос о мотивации говорить, что вас интересуют деньги. Это тоже мотивация.
Нужно ли говорить о своих отрицательных сторонах? Или расписать себя как исключительно положительного человека?
Как я уже говорила, важно говорить правду. Некоторые черты, которые вам кажутся отрицательными, могут оказаться положительными для работодателя. Например, «я интроверт, мне комфортнее работать в одиночестве» — для нас это иногда плюс. Хотя и это зависит от позиции. Поэтому, друзья, будьте честными.
Бывает ли так, что профессионализм высокий, а человека вы все равно не берете?
Да. Мы часто встречаемся с сильными профессионалами, которые не выходят к нам из-за работы из дома. Это действительно не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие привыкли к постоянному контролю и не могут быть результативными без этого, либо им важно, чтобы рядом были коллеги, к которым всегда можно обратиться. Я бы порекомендовала прочитать книгу «Remote. Офис не обязателен» прежде, чем присылать нам свое резюме. Cразу станет ясно, ваше это или нет, если вы никогда раньше не пробовали работать удаленно.
В МИФе только удаленная работа или есть и позиции в оффлайне?
У нас есть офис в центре Москвы, где работают наши доблестные бухгалтеры (там же мы проводим промежуточные встречи отделов несколько раз в неделю). А вот менеджеры по продажам ездят по встречам, хотя и они большую часть работы делают в режиме хоум-офиса. Все же остальные сотрудники компании работают из дома 99% времени.
Что делают активные продавцы в МИФе?
Активные продавцы занимаются корпоративными продажами наших продуктов: электронных библиотек, брендированных тиражей, рекламы в книгах. Их задача — сделать так, чтобы в компаниях появились наши книги, и сотрудники могли профессионально и личностно развиваться на рабочем месте. Наша миссия — сделать жизнь людей лучше. Поэтому мы постоянно ищем тех, кто поможет нам в этом.
Почему на сайте МИФ всегда «висит» позиция маркетолога и PR-менеджера?
Этот вопрос мне задают каждый день кандидаты на эту роль. Ответ простой: несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, мы активно растем. Сейчас у нас есть 7 направлений: детство, творчество, ЗОЖ, кругозор, саморазвитие, бизнес, маркетинг. И в каждом из них необходимы маркетологи и PR-менеджеры.
Нам всегда нужны сильные маркетологи, которые умеют работать с цифрами.
Можно ли присылать резюме повторно, спустя какое-то время, если один раз в МИФе отказали?
Если вы сделали тест, прошли интервью и вам отказали по итогам встречи с HR и менеджером, тогда, к сожалению, нет. На эту вакансию уже не получится пройти. Если же вам отказали на этапе теста, то можно попробовать еще раз через какое-то время.
Хорошо, когда человек добивается своей цели. К примеру, недавно девушка не прошла тест, но сказала, что подтянет знания и попробует через год. Это здорово.
У нас часто появляются новые позиции. Их можно отслеживать на сайте МИФа в разделе «Работа у нас» или подписаться на рассылку: введите свой мейл в форму, и вам будут приходить письма со свежими вакансиями.
Мы будем рады видеть вас в команде! Если есть вопросы, задавайте в комментариях.