«Бизнес как игра» — книга для предпринимателей, написанная руководителями компании «Мосигра». В этой книге авторы делятся своим богатым опытом, рассказывают о предпринимательстве в России, набитых шишках и наиболее успешных стратегиях.
Начните знакомство с книгой с пяти советов по работе с подчинёнными.
Как ругать и хвалить
И хвалить, и ругать нужно сразу — иначе человек не поймет. Точнее, головой поймет, но в организме не отложится. Ругать можно только наедине с сотрудником. Потому что неприятно остальным, а если вы ошиблись и сотрудник поставит вас на место, лидером вам больше не бывать. Хвалить же — только прилюдно. Потому что социальное доказательство и пример важнее похвалы.
Хвалить нужно чаще, а ругать — строже.
Когда сотруднику нужен отгул
Если сотрудник не злоупотребляет, нужно всегда отпускать.
— Можно я сегодня уйду раньше на два часа? — Если сам считаешь, что нужно, — уходи.
Мерило внутри человека. Есть вещи, которые всегда важнее рабочих обязанностей. Для каждого человека они свои. Как ни странно, именно при такой оценке — самим человеком — злоупотреблений минимум. Что же касается продавца, то у него труд посменный. И оплата по фактически отработанным дням. Если же вдруг продавец полдня курит, вся остальная смена это заметит. А бонус за продажи у них коллективный. Смена подумает и скажет старшему: «Мы больше не хотим с ним стоять». Наш халявщик встанет в другую смену, опять полдня проваландается — и смена еще раз попросит не ставить его к ним. Через неделю не останется смен, готовых с ним работать. Саморегуляция.
Что делать с премией
Премия — пережиток советской системы. Все почему-то думают, что работодатель обязан ее дать. К сожалению, как награду ее никто не воспринимает. С нашей точки зрения, премия должна быть привязана только к результатам работы, выработке. Чтобы каждый понимал, за что ему приходит каждый рубль.
Если у сотрудника нет ключевых показателей эффективности (KPI), премия может быть привязана к каким-то нестандартным результатам. Но тогда он не должен на нее рассчитывать, она всегда приятный сюрприз. Менять полезное на сахарок — очень плохая тактика. Сотрудник должен делать что-то полезное в принципе. Ваша задача как работодателя — чтобы при этом ему хорошо жилось.
Социальный договор такой: ты отлично выполняешь работу, я даю тебе за это деньги. Поэтому премия просто так, без воспитательного момента, — нонсенс. Но есть исключение. Так называемая 13-я зарплата. Она может выдаваться просто потому, что вам захотелось, чтобы у людей было хорошее настроение на Новый год. Это же чертовски приятно!
Когда работник просит повышения
Был у нас как-то переезд. Мы попросили продавцов магазинов помочь, не обещая ничего взамен. Пришли Андрей и много-много девочек. Мы таскали вещи на пятый этаж и потом весело ели торт. Никто не получил тогда ничего материального. Но вот что странно. Каждый раз, когда нам нужен был старший точки или еще кто-то рангом выше продавца, повышался один из людей, помогавших нам при переезде. Потому что мы всех запомнили и увидели, что человек готов делать чуть больше, чем обязан.
Это всегда заметно, и об этом не надо говорить. Награда находит такого героя (если руководитель адекватен, конечно). Поскольку им никто ничего не обещает, они эту схему, естественно, не знают. В результате это не выливается в самопиар. Только естественные движения.
Когда сотрудник совершил ошибку
Любая ошибка — ответственность наполовину руководителя, наполовину подчиненного. Не бывает так, что сотрудник ошибся, а руководитель прав. Потому что работа руководителя — быть в курсе, контролировать вовремя и уточнять детали.
Если бы вы были командиром экипажа, а второй пилот ошибся, разбились бы вы оба. Поэтому командир контролирует действия всех в кабине.
По материалам книги «Бизнес как игра».
P.S.: Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.