«Размышления о политике» — новая книга от бизнес-мыслителя номер 1, Ицхака Адизеса. «Размышления» рисуют крупным планом увлекательную картину того, как различные страны мира — как развитые, так и с переходной экономикой — ведут себя, сталкиваясь с проблемами: сначала с глобализацией и затем с финансовым кризисом. Мы отобрали для вас пять интересных высказываний Ицхака Адизеса о политической ситуации в мире.
Печальные последствия глобализации
Я люблю фольклорную музыку независимо от ее этнической принадлежности. Мне нравится играть на аккордеоне. Когда я играю, то по-настоящему расслабляюсь. Где бы я ни путешествовал, всюду стараюсь послушать, как местные жители поют народные песни, и по возможности спеть с ними. Однако это непросто. Из пятидесяти двух стран, которые я посетил, только в трех мне удалось найти рестораны, где люди собираются петь народные песни: в Сербии, Португалии и Мексике.
В Москве я попросил приглашающую сторону отвести меня послушать русские народные песни под аккомпанемент баяна. Безуспешно. В Москве невозможно найти место, где местные жители собирались бы послушать игру на баяне или попеть народные песни. Зато полно туристических заведений, где вам станцуют и споют профессиональные исполнители. А местных не найти днем с огнем. А ведь так было не всегда. Помню, в Македонии раньше были рестораны, где посетители подпевали местным квартетам, исполнявшим народные песни, а то и пускались в пляс между посиделками.
Народные песни и танец быстро вымирают, и на их место приходит популярная эстрадная музыка. На канале MTV в разных странах одно и то же: тот же ритм, та же картинка, что и в США . Разве что язык различается. А если выключить звук, то можно забыть, в какой ты стране.
Положение дел в Македонии
В течение долгого времени я крайне пессимистично относился к положению дел в Македонии. В течение 1993–1995 годов в качестве консультанта премьер-министра Бранко Црвенковского я пытался убедить его принять идею многонационального общества. «Это же неизбежно, — говорил я ему. — Со временем славянские македонцы окажутся меньшинством благодаря приросту населения албанских македонцев».
В случае Македонии недостаток большинства состоит в его неспособности или нежелании признать, что оно живет в многонациональном обществе. Признание этого факта — не просто дань уважения национального меньшинства. Это имеет долгосрочные последствия, нарастающие с течением времени.
Проблема процветающей коррупции
В какой момент коррумпированное поведение становится нормой? Это зависит от того, как долго такое поведение практикуется, насколько открыто и как к этому относится общество.
Я обнаружил, что на Украине частные компании платят «откупные» неким загадочным организациям, которые якобы гарантируют, что налоговая инспекция не придет в компанию с проверкой. Это настолько распространено, что не является секретом. Когда я удивился, мне сказали, что взятки — это нормально. Студент дает взятку профессору, чтобы не провалиться на экзамене, даже если не ходил на занятия. Некоторые практикующие «юристы» никогда не изучали законодательства. Есть «доктора», не окончившие медицинский институт. Они купили свои дипломы. Трудно поверить, но меня убеждали, что можно купить все что угодно, от водительского удостоверения до должности в правительстве. Вопрос только в цене. Как бороться с коррупцией подобного масштаба? В таких условиях невозможно успешное внедрение экономической политики, даже если это и правда, что люди привыкают ко всему и учатся жить и работать в подобной системе, какой бы испорченной она ни была.
Терроризм
Есть ли разница между «террористами» и «освободительным движением»? И те и другие воюют против мирных граждан, используя такие нетрадиционные методы борьбы, как атаки террористов-смертников, и выдвигая требования, не подлежащие переговорам. Я полагаю, что разница между «террористами» и «освободительным движением» зависит от точки зрения. Например, во время алжирского восстания против французской оккупации в 1950-х французские колонисты считали восстание актом террора, в то время как алжирские мусульмане полагали, что борются за свободу. Или атаки террористов-смертников в Палестине: с точки зрения сторонников права Израиля на существование, это терроризм; однако те, кто считает, что Израиль оккупировал эту территорию и должен ее покинуть, считают, что это борьба за свободу.
Для того чтобы разработать решение проблемы терроризма, необходимо в первую очередь прийти к согласию, что ни при каких условиях недопустимо применение силы, если не были испробованы возможности переговоров и компромисса. Неважно, насколько благородна цель. Терроризм в этом смысле подобен насилию в семье, которое современное общество признало совершенно недопустимым. Если мы будем судить терроризм по средствам, а не по цели, мы устраним грань между «террористами» и «освободительным движением». Тогда, возможно, мы наконец увидим свет в конце тоннеля.
Неизбежный рецидив Путина
Будучи в Белоруссии, я посмотрел по телевизору документальную передачу CNN под названием «Царь Путин», где утверждалось, что Владимир Путин планомерно разрушает зачатки демократии в России. Если бы я смотрел эту передачу дома, в Санта-Барбаре, то, наверное, просто этому поверил бы, но, будучи в Минске, задумался. Почему люди удивляются поведению Путина? Изменения происходят нелинейно. Это, скорее, два шага вперед, шаг назад. Возьмем диету: обычно на каком-то этапе происходит рецидив. Изменения никогда не совершаются четко по прямой. Это особенно верно в отношении России, где никогда прежде не было демократии. Эта страна постоянно переходила от диктатуры к диктатуре. В этом столетии Россия пробует нечто новое. Страна переживает радикальные перемены, отдаляясь от централизованного планирования в сторону рыночной экономики.
Когда не то что страна — отдельная компания переживает процесс децентрализации, возникают колоссальные противоречия и проблемы. А тут речь о стране, одной из крупнейших на Земле, которая переходит от государственной к частной экономике, от коммунизма к капитализму. Это не просто смена власти — это смена целой системы ценностей. Невозможно пережить изменения такого масштаба без рецидивов. Это совершенно нормально. Далее, Россия исторически не только привыкла к авторитаризму — она возвела его в ранг культа. Только благодаря этому Сталин так долго продержался у власти. Противников авторитаризма, таких как Борис Ельцин, презирали и продолжают презирать. Ельцин пил прилюдно и плясал, как клоун. Он развалил Советский Союз, и про него говорят, что он уронил престиж России. С другой стороны, про Путина говорят, что он вернул России гордость и самоуважение. Мнение, что демократия не может сформироваться в России в отсутствие сильной оппозиционной партии, к этой стране неприменимо. Партию, которая будет критиковать текущую политику России, обвинят в попытках ослабить страну, а россияне и так считают, что страна достаточно ослабла. Они хотят увидеть, как ее укрепляют.
По материалам книги «Размышления о политике».