Дэн Ариели, автор «Предсказуемой иррациональности», для объяснения основ поведенческой экономики и процесса принятия иррациональных решений любит приводить примеры оптических иллюзий. Почему именно их? Все просто.
Соприкасаясь с оптическими иллюзиями, мы пытаемся максимально задействовать свой зрительный аппарат, кажущийся нам совершенным, но при этом раз за разом поддаемся одним и тем же ошибкам. Мы не учимся на них, потому что так устроены. Это одна из сторон нашей иррациональности.
Если посмотреть шире, то возможные ошибки в сфере экономики и собственного поведения уже не кажутся настолько удивительными и маловероятными. Они касаются областей, в которых мы не настолько сильны, как во врожденных возможностях собственного зрения. Хотя, как показывают многочисленные примеры, зрение нас очень легко подводит.
В качестве наглядной иллюстрации предлагаю Вам посмотреть небольшой ролик победителя конкурса «Best Illusion of the Year 2010». Рампа, нарушающая все законы гравитации, от Кокити Сугихара (Kokichi Sugihara), профессора института передовых исследований математических наук Мэйдзи (Япония):
На самом деле наклонные плоскости спускаются к единому центру, а не поднимаются вверх. Обман зрения возникает при наблюдении за рампой только с одной из точек. В этот момент наш мозг настойчиво стремится представить себе подпорные колонны вертикальными, а самую длинную из них (в центре) – самой высокой. К слову, эта особенность появляется только с годами. Дети, как правило, подобному визуальному обману не поддаются.
Есть над чем подумать!… И есть что почитать.