Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
Как добиваться изменений легко и надолго?
22 апреля 2015 7 202 просмотра

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

«Если вы хотите измениться, то Погонщик должен научиться управлять Слоном», — уверены авторы бестселлера «Ловушки мышления» Чип и Дэн Хиз. 
Слон — это наша эмоциональная система, которая хочет всего и сразу, а Погонщик — это наш разум, который пытается управлять Слоном. Так как же маленькому Погонщику управиться с огромным, неповоротливым и своенравным Слоном? В своей новой книге «Сердце перемен» Чип и Дэн рассказывают о том, как добиться изменений легко и надолго. Несколько интересных мыслей из книги прямо сейчас.

Вечная борьба

Если хорошо взглянуть на ситуацию, то у Слона тоже есть плюсы, а у Погонщика минусы. Слон не всегда плохой парень. Его конек — эмоции: любовь и сострадание, симпатия и верность. Инстинкт, заставляющий нас яростно защищать своих детей, — это Слон. Позвоночник, который распрямляется, когда надо за себя постоять, — тоже.

Основная работа по достижению перемен в конечном счете тоже ложится на Слона: именно его энергия и драйв приближают нас к намеченной цели.

Погонщик тоже не идеал — в трудные минуты он повсюду видит проблемы и впадает в «аналитический паралич». Если не дать четкого направления, он будет без конца сам себе мешать. Возможно, вам знакомы люди с «проблемой Погонщика»: друзья, которые двадцать минут мучительно думают, что съесть на обед, или коллеги, устраивающие многочасовые заседания, но неспособные прийти к решению.

Три этапа изменений

Есть базовый каркас, который поможет в любой ситуации, где нужно изменить поведение.

 — Направьте Погонщика. То, что кажется сопротивлением, часто — отсутствие ясности. Поэтому задайте направление предельно четко.

 — Мотивируйте Слона. То, что кажется ленью, часто является усталостью. Погонщик не может долго настаивать на своем с помощью силы, поэтому критически важно вовлечь эмоциональную сторону человека — заставить Слонов встать на нужную дорогу и помогать.

Слон1

Главное, внутреннего Слона увлечь чем-то «лакомым», — источник.

— Начертите Тропу. То, что кажется проблемой человека, часто — проблема ситуации. Мы будем называть ситуацию (включая окружающую обстановку) Тропой. Проложив Тропу, вы достигнете изменений быстрее, что бы ни происходило с Погонщиком и Слоном.

Это общая схема, и здесь много важных нюансов.

Любовь людей к негативу

Ниже — 24 из самых популярных «эмоциональных» слов в английском языке, и всего шесть из них позитивные.

Слон2

Иллюстрация из книги

Согласно старой городской легенде, у эскимосов есть 100 слов для обозначения снега. Оказывается, что негативные эмоции для нас — как снег для эскимосов. Нас всех поголовно тянет к негативу — в широком спектре человеческого поведения и восприятия верен следующий принцип: «Плохое сильнее хорошего». Установка на поиск проблем — слабое место Погонщика в каждом из нас.

И что тогда делать?

Когда речь заходит об изменениях, наше пристрастие к плохому становится критически важным. Представьте себе ситуацию: дочка приносит вам дневник. У нее одна пятерка, четыре четверки и одна двойка. На чем вы сосредоточитесь?

Этот пример придумал социолог Маркус Бэкингем. Он уверен, что почти все родители фиксируются на двойке. Редко попадается родитель, который скажет: «Пятерка! Какая умница!»

Когда Погонщик видит, что что-то идет хорошо, он на эту тему не думает. Но когда что-то ломается, он начинает применять свои навыки по решению проблем. А если бы Погонщик был более ориентирован на позитив? Представьте мир, в котором жена крепко целует мужа, забывшего о ее дне рождения, со словами: «Ты тринадцать лет из четырнадцати о нем помнил! Это прекрасно!» Это явно не наш мир. Но в период изменений он должен стать именно таким.

Проблески успеха — «яркие пятна» — могут высветить план действий и зажечь надежду на возможность перемен.

История напоследок

В жизни нас обоих — Чипа и Дэна — был период, когда жены уговорили нас посещать уроки сальсы. Танцы не входили в десятку наших приоритетов, но мы согласились попробовать. Цель была заманчивой: мысленно мы купались в завистливых взглядах, прикованных к отточенным движениям наших пар.

Очень скоро стало понятно, как мы заблуждались. Оказалось, что сальса — не что иное как садистский танцевальный стиль, специально придуманный, чтобы заставить мужчину средних лет выглядеть по-идиотски. Для сальсы необходим целый спектр чувственных движений бедрами, которые казались нам физически невозможными. И мы бросили занятия.

Здесь, собственно, и зарыт корень проблемы: любая новая задача, даже если она завершится успехом, обязательно включает в себя мелкие неудачи. А Слон жутко, просто жутко не любит поражений.

От них инстинктивно хочется сбежать, как мы вдвоем сбежали с уроков сальсы. Как поддержать мотивацию Слона? Ответ может показаться странным: надо создать ожидание неудачи — не неудачи миссии как таковой, а мелких неудач в процессе. И меняться станет намного легче.

И это далеко не все идеи. Хотите знать, как научиться воздействовать сразу и на Слона, и на Погонщика и добиваться изменений быстро и надолго? Спросите у сердца. Сердца перемен.

Рубрика
Интересное
Похожие статьи