«Русские богатыри» — подарочная книга о легендарных героях Руси. На страницах — подвиги, хитроумные проделки, сражения с чудовищами и победы в состязаниях, из которых герои выходят с честью, удалью и юмором. Зачем Алеша Попович притворился глухим стариком? Что придумал Никита Кожемяка против змея? Почему Добрыня Никитич надел костюм скомороха?
Бумажная книга Электронная книга
Образ богатырей
— С чего началась работа над иллюстрациями к «Русским богатырям»?
— Работа началась с тестового задания, я нарисовала несколько эскизов и один более-менее полноценный с Ильей Муромцем, на щите которого изобразила сюжет его жизни, и написала, что хотела бы воплотить эту идею и в других персонажах. Иллюстрацию и идею одобрили.

Наталья Соловьева, иллюстратор книги «Русские богатыри»
— Каким вы увидели богатыря в первую очередь — героем, человеком или сказочным образом?
— Больше как художественный образ. Любой персонаж того или иного фольклора является героем своей или общей сказки, нередко имея под своим образом реальную историческую личность. Сложно персонажа видеть как человека, поскольку черты характера любого сказочного образа наделяют определенными канонами, способности или переживаемые ими эмоции утрируются до масштабов. Герой — это идеал, к которому хочет стремиться человек. Но что здорово и интереснее, богатыри не всегда ведут себя идеально, выдавая свою человеческую суть.

Эскиз форзаца. Из архива Натальи Соловьевой
— Был ли персонаж, которого рисовать оказалось сложнее всего? Как вы искали баланс между былиной, историей и современным взглядом?
— Сложнее — нет. Были более детализированные иллюстрации, которые пришлось очень долго рисовать, например иллюстрацию с Пересветом я только красила полтора дня (если посчитать часы), забавно!
Обычно в иллюстрациях мне нравится показывать ноты древних стилей, поэтому я обращалась к лубку. В окололубочном стиле рисовала маленькие вставки жизни героев в виде комиксов. К слову, сам лубок — это древнейший прообраз комикса. Так что современность — через традиции. Без старого нового не построить.

Один из эскизов обложки. Из архива Натальи Соловьевой
Что еще почитать:
Вдохновение и исследования
— К каким источникам вы обращались для вдохновения?
— Мне предоставили много референсов. Эксперт (он же автор) присылал иконы, миниатюры, лубки, гравюры из старых книг и иллюстрации художников сказок ХХ века. И я сама искала референсы русского, татарского воинского одеяния, богослужебного облачения, просматривала костюмы разных сословий и других княжеств.
— Что больше всего удивило вас в образах русских богатырей во время работы? Был ли герой, о котором вы узнали впервые именно благодаря книге?
— Таких героев было много! А удивили красивые истории возникновения рек (Дунай, Сухман) — очень трагичные, но прозаичные, и, мне кажется, они сложились из мировоззрения, верований, обрядов глубокой древности.

Стиль и детали
— Есть ли в иллюстрациях детали, которые легко пропустить, но вам они особенно дороги?
— Наверное, не везде очевидны рисунки-комиксы, которые показывают жизнь героя: они тихие, и только самый внимательный увидит эту маленькую шалость. Есть еще одна: в предисловии нарисовала отца Михайло Даниловича, на которого намекнула в следующей иллюстрации лишь его тростью.
В книге я отважилась на эксперимент, который дизайнеры и главный редактор оценили, за что им большое спасибо: нарисовала две иллюстрации в очень коварном месте — корешке, причем умышленно!
Он ест абсолютно все, что попадает в область ближе к середине книги (как квазар!), то есть к сгибу. Так вот, развороты со страшным Тугариным и башней у Вольги с муравьями изначально рисовались непропорционально расширенными, для того чтобы корешок наелся и оставил для зрителя хорошую картинку. То, на что я рассчитывала, сработало!

Если честно, сложно анализировать то, что ты делаешь, поскольку по ходу становления тебя как художника,творца, в тебя закладывается много всего, что ты видел или изучал. Но, просматривая свои иллюстрации, я неожиданно поняла, что есть маленькая вещь, которая может быть заметна лишь тем людям, которые чуть больше видят в искусстве. Есть в истории изобразительной живописи примеры (на моей памяти это религиозные и мифологические сюжеты), где в одной картине показывается разные по ходу событий действия, которые не могут существовать чисто логически в одно и тоже время.
В свое время я пришла к выводу, что это очень похоже на анимацию, это древнейший протообраз анимационного искусства, которая именно этим и является в чистом виде. Так вот, в большинстве иллюстраций к богатырям изображается (помимо указанных лубковых комикс-вставок) жизнь того или иного персонажа в разные периоды (иногда два события, иногда больше).
— Если бы нужно было описать визуальный мир книги тремя словами, какими бы они были?
— Люди, кони, все смешалось. Ладно, это шутка. Я бы описала одним словом: движение. В него много что можно вложить.

Читатели и дети
— Как вы думаете, какими важно увидеть богатырей современным детям? Что бы вам хотелось, что ребенок почувствовал бы, впервые открыв эту книгу?
— Хочется, чтобы дети знали первооснову, исторически верную трактовку того или иного героя, персонажей, былины, мифа, сказки, а не переработанные современные образы. В большей степени важно не то, что почувствовал бы сейчас, а то, как это в дальнейшем отразится на будущем большом человеке. Одна моя подписчица, которая приобрела книги с моими иллюстрациями, написала мне, что она хотела бы на моих иллюстрациях воспитать в своих будущих детях хороший художественный вкус и любовь к родной культуре. Мне очень хочется, чтобы так было с каждым маленьким читателем.
— Есть ли у вас любимая иллюстрация? Что оказалось самым радостным в работе над этой книгой?
— Любимая иллюстрация и любимый персонаж — Михайло Данилович, классный пацаненок-богатырь 12 лет.
Еще в начале работы над книгой, пройдясь по нескольким готовым иллюстрациям, я поймала себя на мысли «А хорошо получается!» — и меня очень это порадовало 🙂
Заказать: