Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Почему в голове ясно, а на листе пусто, или Два языка одного мозга
сегодня

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Даже если вы не писатель, то все равно знакомы со страхом чистого листа. Думаете, это лень или отсутствие таланта? Нет. У феномена есть объективные лингвистические и психологические причины. А знаете ли вы, что устная и письменная речь — это почти как разные языки? И, хорошо владея одним, можно буксовать в другом. Давайте разберемся, что именно происходит, когда мы начинаем писать текст.

А чтобы проверить или прокачать свои навыки, можно начать с разного опыта: попробовать новые форматы, посмотреть на тексты с нескольких сторон, в том числе через вдумчивое чтение классики, а не только через письмо. Это помогает понять, где именно вы спотыкаетесь — в структуре, формулировках, логике или уверенности. Если хотите разобраться в этом глубже, переходите по ссылкам на наши курсы.

Устно vs Письменно

Лингвисты давно знают: устная и письменная речь ведут себя как два почти разных языка. Мы не можем «накидывать» фразы на письме, как в устной беседе, когда опираемся на интонацию, жесты и понимание собеседника. Письменный текст должен сам нести в себе все подсказки для читателя.

В устной речи мы легко перескакиваем через мысли, исправляемся на ходу. В письме такой роскоши нет, каждое слово фиксируется и начинает что-то значить. Садясь писать, мы меняем сам способ мышления, оставаясь один на один с собственной мыслью. Человек, который прекрасно говорит, вполне может спотыкаться при письме (и наоборот), просто потому что это другой навык.

Записаться

Алгебра речи

Чем серьезнее человек относится к письму, тем выше риск застопориться перед пустой страницей. Мы заранее хотим, чтобы первый вариант текста был идеальным, и эта внутренняя планка буквально блокирует движение руки.

В итоге пустой лист превращается в экзамен, который мы сами себе устроили. И провалили.

Психологи, начиная с Льва Выготского и Александра Лурии, подчеркивали, что письменная речь заставляет расчленять и осознавать то, что в разговоре проговаривается почти автоматически. Когда мы начинаем писать, запускаем как раз этот «режим алгебры речи» — более медленный, требовательный и энергозатратный.

Письменная речь действительно более сложна для мозга. Отсюда усталость, от которой многие просто отмахиваются («ведь я же просто сижу с ноутбуком»). На самом деле вы ведете многоходовую внутреннюю работу, и мозг не всегда готов в нее входить. Он экономит ресурсы, подбрасывает вам прокрастинацию, желание посмотреть видосики перед тем, как писать, и мысли о том, что этот текст лучше начать с понедельника (или с Нового года).

Записаться

Тревога письма

В исследованиях есть термин writing anxiety, тревога письма. Под ним понимают устойчивую настороженность (включая даже телесную), прокрастинацию и страх, который возникает, когда человек садится создавать текст. Особенно сильно эта тревога ощущается, когда ставки велики: важный проект, дедлайны, чужие (и свои) ожидания, боязнь оценки.

И еще снова включается перфекционизм: текст должен выйти сразу хорошим, как в любимых книгах. Узнаете классические сценарии? Вот они: автор переписывает первые страницы снова и снова, бросает рукопись на середине, ненавидит свой текст и одновременно не может его не писать.

И это тоже вполне понятный механизм, а не каприз. Чем важнее текст, тем сложнее первый шаг. Задача не в том, чтобы заставить себя работать силой воли, а в том, чтобы настроить внутреннюю опору, которая выдерживает тревогу и колебания настроения.

Записаться

Мысли — это еще не текст

В голове мы перескакиваем по ассоциациям, видим образы, чувствуем интонации. Нам все ясно. Но как только надо превратить это в текст, начинается хаос. У вас возникала такая мысль: «Если мне трудно, значит, я плохо пишу»? Рука тянется закрыть документ или открыть новый файл, где вы снова начнете, уже, как вам кажется, «по-настоящему».

Тут просто нужны инструменты перехода от потока к структуре. Письмо требует выстроить мысль линейно, по шагам, так, чтобы читатель, который не видел вашей внутренней картинки, смог ее восстановить. Как отделить черновой поток от чистового текста? Если сначала вы разрешаете себе писать неровно, а потом включаете редактора, то голоса автора и редактора перестают мешать друг другу.

Записаться

Подытожим

1. Устная и письменная речь работают по разным законам.
2. Письмо объективно сложнее для мозга, чем разговор.
3. Страх чистого листа не связан с вашей «непригодностью» к писательству.
4. Умение переводить поток мыслей в структуру текста требует обучения.

Вы уже владеете устной речью. Письменная устроена чуть иначе. По сути, писателей от обычных людей отличает только одно: не врожденный талант, а знание этих различий. Так что если вы умеете «писать в голове», остальное — настраивается.

Похожие статьи