Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как найти свой персональный Олимп и взойти на него
28 августа

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Согласно популярному анекдоту, всемирно известный скрипач-виртуоз Яша Хейфец как-то на вопрос случайного прохожего в Нью-Йорке «Как попасть в Карнеги-холл?» ответил фразой: «Практика, практика, практика».

Дальше мы увидим, что это не вполне правильный ответ. Правильный ответ — это практика, приложенная к страсти, объективному таланту и социальному запросу. Исходя из того, что цель стратегии — выиграть, этот выигрыш нужно за счет чего-то обеспечить. Публикуем фрагмент из книги «Стратегия личности» о том, как найти себя в современном мире.



Стратегия личности

Бумажная книга Электронная книга

Игра в сотрудничество

Прежде чем спрашивать: «Как выиграть?» — давайте попробуем спросить: «У кого выиграть?». Герой всегда с кем-то сражается. Колонисты в романе Жюля Верна «Таинственный остров» сражаются с природой, но большинство из нас конкурируют с другими людьми.

Это не вполне удобная правда, которая часто заметается под ковер, но человеческие сообщества — это иерархии доминирования.

Люди постоянно конкурируют друг с другом за работу, деньги, за партнеров. Это ни в коем случае не означает, что люди только конкурируют. Вся история человечества, весь моральный и технологический прогресс — это попытка минимизировать конкуренцию и максимизировать сотрудничество.

Люди в первобытных, аграрных или феодальных обществах конкурировали между собой довольно жестко. Ресурсов было мало, выиграть можно было за счет грубой физической силы для мужчин, красоты для женщин и еще буквально пары параметров. Всем в племени ясно, кто лучший охотник, и занятий помимо охоты не так уж много. Все возможные таланты можно пересчитать по пальцам двух рук. Но потом мы придумали капитализм, и талантов стало столько, что мы совершенно в них запутались.

Капитализм — это игра в сотрудничество, где размер приза непрерывно растет.

Когда мы покупаем утром кофе в кофейне, мы ценим кофе больше, чем деньги. А владелец кофейни, наоборот, ценит деньги больше, чем кофе, именно поэтому он предлагает обменять кофе на деньги. Совершив обмен, мы увеличили общее количество ценности!

Капитализм не просто делит ограниченные ресурсы, он еще и непрерывно производит новые. Кофе не был ресурсом, пока люди не придумали его обжаривать и заваривать. Однако вокруг кофе все еще существует конфликт: владелец кофейни хочет продать кофе подороже, а мы хотим купить его подешевле.

Несмотря на все наше желание свести конкуренцию к минимуму, она все равно будет существовать.

Верхушка рейтинга

Несколько лет назад на сайте московского офиса одной аудиторской компании можно было увидеть статистику: на три тысячи сотрудников — восемьдесят партнеров. Партнер — это совладелец компании, одна из высших ступеней в корпоративной иерархии. «Сделать партнера», то есть стать им, — мечта каждого, кто приходит в такую компанию. Но, с учетом подобной статистики, каковы шансы рядового сотрудника добиться этого? Один-два процента. На этом Олимпе слишком мало места, туда пробиваются только самые амбициозные и самые талантливые в аудите и социальных навыках люди. Это обеспечивает клиентам компаний лучший возможный сервис.

Некоторое количество конкуренции необходимо нам для прогресса.

С капитализмом есть проблема: социальные сравнения делают людей несчастнее. Для нашего мозга, который мало изменился со времен неолита, уровень в социальной иерархии равен шансам на размножение. Поэтому мы непрерывно отслеживаем уровень своего социального статуса и впадаем в небольшую депрессию, как только он оказывается слишком низким, — а он все время оказывается слишком низким по какому-то параметру. Если в деревне мы могли сравнить себя только с односельчанами, то в интернете мы можем сравнить себя с половиной населения планеты.

Кто-то всегда окажется умнее, богаче, добрее или знаменитее нас. Выход? Не сравнивать себя со всеми, не пытаться покорить некий общий, единый для всех Олимп, не пытаться стать «президентом земного шара». Создавать собственный, персональный Олимп под свои таланты и ценности. Цель пробиться в топ-1—2% людей по какому-то одному определенному таланту вполне достижима для всех. Хорошая новость в том, что таких возможностей становится все больше.

Где искать свой талант

Где искать свой талант в эпоху позднего капитализма? На стыках. Новые профессии возникают из-за появления новых технологий и на стыках старых профессий. Молекулярный нейробиолог. Танцедвигательный терапевт. Марчар. Это маркетолог и эйчар, смесь из двух профессий, которые появились только в минувшем столетии.

Детей спрашивают, кем они хотят быть, когда вырастут, — но откуда им знать сейчас, какие профессии будут в будущем? Ни у кого не было таланта к молекулярной нейробиологии в XIX веке — как не было таланта к игре на скрипке в III веке до нашей эры.

Люди сегодня вынуждены все чаще переобучаться и «пересобирать» свою ключевую компетенцию.

Суперспособность сегодня — это не физическая суперсила или смекалка охотника, а точка пересечения нескольких талантов: физических, когнитивных и социальных. Все это создает надежду, что однажды каждый найдет себе роль, которая будет соответствовать именно его уникальным качествам, конкуренция отступит совсем и все мы будем счастливо реализованы — каждый в своей уникальности.

Ищите ваш талант на стыке ваших сильных сторон. Каждый из нас обладает какими-то сильными чертами — настолько сильными, что они стали частью вашего личного бренда. Как их распознать? Психолог Мартин Селигман в книге «В поисках счастья» перечисляет следующие критерии.

1. Какие навыки вызывают у вас ощущение, что это и есть вы, чувство аутентичности и подлинности?

2. Какие навыки вы освоили очень быстро, практически сразу, как только начали их применять?

3. Какие навыки заставляют вас искать все новые и новые способы применить их?

4. Использование каких навыков кажется вам неизбежным, вызывая у вас внутреннее «ну, попробуйте остановить меня»?

5. Какие навыки возвращают вам силу и энергию после их использования, а не приводят к усталости?

6. Какие навыки вдохновляют вас создавать личные проекты, полностью построенные вокруг них?

7. Применение каких навыков доставляет вам радость, энтузиазм, азарт и даже экстаз?

В позитивной психологии существуют рекомендации найти у себя примерно пять таких сильных сторон и развивать их. Найдите их, а дальше ищите между ними точки пересечения. Из этого и сложится ваш уникальный талант, который вы сможете реализовать, т. е. взойти на ваш личный, персональный Олимп.

Из книги «Стратегия личности».

Заказать:

МИФ Ozon Читай-город

Похожие статьи