Северная Африка — уникальный регион, где мусульманские традиции переплетаются с древнейшими космогониями местных жителей, образуя неповторимую мозаику из верований, преданий и обрядов. В этом посте познакомимся с джиннами.
Бумажная книга Электронная книга
Джинны, ифриты и гули
В странах Северной Африки традиционное восприятие джиннов, основанное на Коране и «Тысяче и одной ночи», смешалось с местными верованиями и фольклорной традицией. Большое влияние оказали представления о духах и божествах, существовавшие у автохтонного берберского населения.
Хотя виды джиннов, известные жителям Северной Африки, разнятся от страны к стране, их можно представить в виде трех основных групп: это джинны (как добрые, так и злые), ифриты (злые джинны) и гули (злые джинны, имеющие звероподобную внешность и живущие в пустыне или пещерах).
Вообще, в Северной Африке джиннов (в данном случае все их разновидности) избегают называть словом «джинн» и часто используют эвфемизмы. В арабоязычных частях Марокко и Алжира, а также в Тунисе для этого может употребляться выражение «хадóк ан- нáс» («те люди»), а, например, в Египте — «тахтанийин» («те, что живут под землей») или «мулýк» («хозяева»).
Подобные табу существуют и у бербероязычных народов: так, туареги из Ахаггара (южный Алжир) используют для обозначения джиннов такие эвфемизмы: «агг асýф» или «кель асýф» — «дитя одиночества», «у тенéре» — «дитя пустыни», «агг амадáль» — «дитя земного чрева», «агг ахóд» — «дитя ночи».

Сказка о бедном рыбаке. Гравюра У. Харви к изданию «Тысячи и одной ночи», 1838–1840 гг.
Невидимые человеческому глазу джинны (за исключением гулей) могут обитать фактически повсюду, так что жители Северной Африки имеют наготове различные ритуалы и просто выражения, которые они используют, если подозревают, что случайно побеспокоили джинна.
То, что наш мир фактически кишит джиннами, хорошо описано в «Сказке о купце и духе» из «Тысячи и одной ночи», которая и начинается с того, как некий купец случайно убил ифрита, выплюнув финиковую косточку.
Ифрит приблизился к купцу и сказал ему: «Вставай, я убью тебя, как ты убил моего сына!» «Как же я убил твоего сына?» — спросил купец. И ифрит ответил: «Когда ты съел финик и бросил косточку, она попала в грудь моему сыну, и он умер в ту же минуту».
Эти представления живы до сих пор. Так, в Египте, если человек пролил что-то на землю, рекомендуется сразу же сказать «дастýр йа мубараки´н» — «прощу прощения, о благословенные». Эта фраза адресована, конечно же, джиннам — вдруг пролитое попало кому-нибудь из них на голову.
Что еще почитать:
Где живут джинны
Несмотря на кажущуюся повсеместность обитания джиннов, есть у них и излюбленные места проживания, которые разнятся от региона к региону и во многом обусловлены ландшафтными особенностями. Джинны, по мнению жителей Северной Африки, проживающих в пустынной местности, обитают в пустыне и являются людям в виде пылевого вихря. В пустыне живут и хорошие джинны, и гули.

Изображения джиннов. Рукопись персидского перевода сочинения Закарии аль- Казвини «Чудеса творений и диковинки существующего», 1553 г.
Интересно, что в ливийском фольклоре функция гулей основана на гендерном признаке: если гуль обычно жесток и кровожаден, то гулиха склонна выступать в роли помощницы главного героя или героини, предварительно, правда, испытав их на смелость, сострадание или щедрость.
Иногда гули выбирают для жилья гору в пустыне, то есть предпочитают жить в одиночестве. К людям гули приходят, когда голодны или когда их привлекает запах крови. Джинны и ифриты не нуждаются в одиночестве и часто проживают поблизости от человека. В районах, прилегающих к морю, часто можно услышать про морских джиннов и морских ифритов.
Джинны могут проживать и в лесах, и в горах, и под землей, и, конечно же, облюбовывать отдельные жилплощади: деревья, камни, ручьи и т. д. Наконец, уже независимо от ландшафта джинны могут проживать в отхожих местах, на кладбищах и во многих, многих других местах. Интересно, что если человек, в которого вселился джинн, называется «меджнун», то место, где живут джинны, именуется «мескýн», то есть «[место], в котором кто- то обитает».
По книге «Мифы Северной Африки».
Заказать: