Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
Африканские джинны: где живут и как называются
11 августа

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Северная Африка — уникальный регион, где мусульманские традиции переплетаются с древнейшими космогониями местных жителей, образуя неповторимую мозаику из верований, преданий и обрядов. В этом посте познакомимся с джиннами.

Из книги «Мифы Северной Африки» вы узнаете о народном календаре берберов, марокканской джиннии Аише Кандише, а также с мифами о сотворении мира кабилов — берберского народа, проживающего на территории Алжира, и их главными героями — Первобуйволом, Муравьихой и Первоматерью.



Мифы Северной Африки

Бумажная книга Электронная книга

Джинны, ифриты и гули

В странах Северной Африки традиционное восприятие джиннов, основанное на Коране и «Тысяче и одной ночи», смешалось с местными верованиями и фольклорной традицией. Большое влияние оказали представления о духах и божествах, существовавшие у автохтонного берберского населения.

Хотя виды джиннов, известные жителям Северной Африки, разнятся от страны к стране, их можно представить в виде трех основных групп: это джинны (как добрые, так и злые), ифриты (злые джинны) и гули (злые джинны, имеющие звероподобную внешность и живущие в пустыне или пещерах).

Вообще, в Северной Африке джиннов (в данном случае все их разновидности) избегают называть словом «джинн» и часто используют эвфемизмы. В арабоязычных частях Марокко и Алжира, а также в Тунисе для этого может употребляться выражение «хадóк ан- нáс» («те люди»), а, например, в Египте — «тахтанийин» («те, что живут под землей») или «мулýк» («хозяева»).

Подобные табу существуют и у бербероязычных народов: так, туареги из Ахаггара (южный Алжир) используют для обозначения джиннов такие эвфемизмы: «агг асýф» или «кель асýф» — «дитя одиночества», «у тенéре» — «дитя пустыни», «агг амадáль» — «дитя земного чрева», «агг ахóд» — «дитя ночи».


Сказка о бедном рыбаке. Гравюра У. Харви к изданию «Тысячи и одной ночи», 1838–1840 гг.

Невидимые человеческому глазу джинны (за исключением гулей) могут обитать фактически повсюду, так что жители Северной Африки имеют наготове различные ритуалы и просто выражения, которые они используют, если подозревают, что случайно побеспокоили джинна.

То, что наш мир фактически кишит джиннами, хорошо описано в «Сказке о купце и духе» из «Тысячи и одной ночи», которая и начинается с того, как некий купец случайно убил ифрита, выплюнув финиковую косточку.

Ифрит приблизился к купцу и сказал ему: «Вставай, я убью тебя, как ты убил моего сына!» «Как же я убил твоего сына?» — спросил купец. И ифрит ответил: «Когда ты съел финик и бросил косточку, она попала в грудь моему сыну, и он умер в ту же минуту».

Эти представления живы до сих пор. Так, в Египте, если человек пролил что-то на землю, рекомендуется сразу же сказать «дастýр йа мубараки´н» — «прощу прощения, о благословенные». Эта фраза адресована, конечно же, джиннам — вдруг пролитое попало кому-нибудь из них на голову.

Где живут джинны

Несмотря на кажущуюся повсеместность обитания джиннов, есть у них и излюбленные места проживания, которые разнятся от региона к региону и во многом обусловлены ландшафтными особенностями. Джинны, по мнению жителей Северной Африки, проживающих в пустынной местности, обитают в пустыне и являются людям в виде пылевого вихря. В пустыне живут и хорошие джинны, и гули.


Изображения джиннов. Рукопись персидского перевода сочинения Закарии аль- Казвини «Чудеса творений и диковинки существующего», 1553 г.

Интересно, что в ливийском фольклоре функция гулей основана на гендерном признаке: если гуль обычно жесток и кровожаден, то гулиха склонна выступать в роли помощницы главного героя или героини, предварительно, правда, испытав их на смелость, сострадание или щедрость.

Иногда гули выбирают для жилья гору в пустыне, то есть предпочитают жить в одиночестве. К людям гули приходят, когда голодны или когда их привлекает запах крови. Джинны и ифриты не нуждаются в одиночестве и часто проживают поблизости от человека. В районах, прилегающих к морю, часто можно услышать про морских джиннов и морских ифритов.

Джинны могут проживать и в лесах, и в горах, и под землей, и, конечно же, облюбовывать отдельные жилплощади: деревья, камни, ручьи и т. д. Наконец, уже независимо от ландшафта джинны могут проживать в отхожих местах, на кладбищах и во многих, многих других местах. Интересно, что если человек, в которого вселился джинн, называется «меджнун», то место, где живут джинны, именуется «мескýн», то есть «[место], в котором кто- то обитает».

По книге «Мифы Северной Африки».

Заказать:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Рубрика
Культура
Похожие статьи