Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
Космическая тюрьма и табу на любовь: интервью с Исламом Ханипаевым, автором «Луны 84»
30 июля

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

2084 год. Луна. Исправительная колония «Мункейдж» — место, где запрещено любить, мечтать, быть собой. Молодой хакер из Чикаго, Дэниел Стоун, оказывается в ловушке системы, которая не прощает ошибок. Но именно здесь, среди камер и электрошокеров, рождается стремление к свободе — не только физической, но и внутренней.

Трилогия «Луна 84» — это история взросления, внутренней трансформации и сопротивления. В ее основе — книжный сериал с более 30 тысячами прослушиваний.

Поговорили о серии, героях и смыслах с автором трилогии Исламом Ханипаевым.

Бумажная книга Электронная книга



Луна 84. В клетке

— Ислам, поздравляем с выходом финальной части «Луны 84» в бумаге! Для тех, кто еще не читал: почему стоит открыть первую страницу?

Во-первых, необычный главный герой — неприятный, отталкивающий персонаж. Это редкость. Я сразу хотел, чтобы читатель столкнулся с чем-то неожиданным, с человеком, которому не хочется сочувствовать. Чтобы сразу стало ясно: это жесткий текст, он не для всех. Кто не готов — уйдет. А кто останется — пойдет со мной до конца.

Во-вторых, это настоящая история любви с первого взгляда — на фоне боли, грязи, страха, в невозможных обстоятельствах. Не сентиментальная, не романтическая — настоящая.

Кроме того, это цельный текст. Не три книги, а один большой роман, где ни одна часть не существует отдельно. Первая — это вступление, вторая — развитие, а третья — финал, разгон на полную мощность. Такой формат отчасти обусловлен тем, что изначально история выходила в Яндексе как сериал — с клиффхэнгерами, минималистично и в духе Нетфликса.

И наконец — жанр. Я хотел вернуть в литературу молодежную антиутопию. Сейчас фантастика ушла в кино и игры. В книгах ее как будто нет. Вампиры вернулись — уже в третий раз. А антиутопии? Их не хватает. Мне хочется быть началом — чтобы читатели снова почувствовали, как работает этот жанр. И чтобы писатели увидели: в нем можно делать важные, сложные, настоящие вещи.

— В трилогии много сильных героев, но все же расскажите, кто для вас самый важный персонаж?

Павел Самсуров и Оливер Браун. Без них не может существовать весь мир «Луны». Павел — одиночка, дикарь, которого боятся. Он в тюрьме давно и всех держит на расстоянии. Браун — начальник колонии, театральный садист, режиссер судьбы остальных.

Самсуров для меня особенно важен. Когда я писал первую часть, он возник неожиданно — прямо в тот момент, когда Браун измывается над героем. Где-то вдали прозвучал смешок, и я понял: появляется персонаж. Павел стал олицетворением тихой злости и обиды, которая была в тот момент близка и мне тогда во мне была. Это 2015 год, у меня не складывалось ни с кино, ни с книгами — все не брали. Павел — мой внутренний взрыв.

А Браун… Браун — это амбиции. Мне тогда хотелось создать лучшего злодея всех времен. Харизматичного, пугающего, такого, кто не идет из головы. Я тогда фанател от Хита Леджера в роли Джокера, и Браун точно несет в себе что-то от него. Еще — от злодея из старого аниме «Семеро из шестой камеры». Потом я понял, как много бессознательно оттуда взял.

У меня была четкая цель: каждое появление Брауна — пусть даже на полстраницы — должно быть значимым. Чтобы читатель сразу переключался: «О, началось. Что он опять выкинет?» Это ключевое. Потому что чем лучше злодей — тем сильнее история. Это и в кино так, и в книгах.

— Получается, Браун — абсолютное зло?

Формально — да. Но при этом я постарался дать ему объем. Чтобы внимательный читатель мог собрать всю его биографию по кусочкам, по обрывкам реплик, мимолетным деталям. Чтобы в какой-то момент кто-то сказал: «Стоп, да ведь он не просто так такой».

Это как с Таносом — с виду просто фиолетовый злодей, который всех убивает. Но когда ты слушаешь его — там есть логика, хоть и жестокая. Это заставляет зрителя сомневаться, а значит, злодей «работает».

— А главный герой — Дэниел Стоун? Он же, наоборот, серый, незаметный… За что его полюбить?

Дэниел Стоун — не классический герой. Он «серая мышь», не особо сильный, не харизматичный, но обладающий умом, интуицией и способностью к выживанию. Его путь — путь человека, который сначала просто выживает, а потом становится символом, вокруг которого строится «обретенная семья» — важный сюжетный троп в трилогии.

Только герой, способный отодвинуть собственное эго ради идеи, может пробудить веру у других. Именно это делает Стоуна не просто участником истории, а ее ядром.

Он выживает за счет ума. У него нет физической силы, но он умеет просчитывать. Он не гениален, но у него математичность ума. Его цель — выжить, а не победить. Он не герой с флагом. Он скорее — символ, образ, в который хочется верить. Это особенно важно в системе, где все направлено на уничтожение веры.

Во второй книге он получает шанс — не на спасение, а на смысл. Его путь — это путь от невидимости к символу. И в этом смысле — да, можно провести параллель с «Голодными играми». Мне тогда нравились первые две книги, и дух у «Луны» чем-то с ними перекликается.

— В трилогии много внимания уделено дружбе. Почему это оказалось для вас так важно?

В первом томе главный герой — абсолютно один. У него нет друзей, нет опоры, он просто хочет выжить. А во втором — у него появляется друг. И все меняется.

Это, на мой взгляд, один из ключевых поворотов. Когда появляется кто-то, ради кого ты готов идти дальше, жертвовать, ошибаться. Дружба в системе, где все направлено на изоляцию, становится актом сопротивления. Способом не раствориться, не превратиться в ноль.

Я хотел уйти от штампов классических тюремных историй и показать, что даже в самых жестких условиях возможно формирование настоящих человеческих связей. Там, где дружба равно угроза для всей системы, эта дружба становится особенно ценной.

Хотя основное действие трилогии происходит на Луне, но мир Земли тоже играет важную роль — пусть и через флэшбеки. Это классический киберпанковый сеттинг: разрушенные государства, корпорации, которые управляют миром, и хакеры как новые герои.

Я осознанно создавал этот фон, чтобы в финале история обрела масштаб и напомнила читателю, что это не просто тюрьма, а часть большого будущего. Отсылки к «Бегущему по лезвию», японскому киберпанку, Гибсону — все это вплетено в структуру «Луны».

— Кто ваш первый читатель?

Мой первый читатель — я сам, только после внутреннего согласия я даю почитать рукопись друзьям-писателям и редакторам. Среди них — Андрей Панов, Денис Лукьянов, Ася Володина. Их мнения формируют «треугольник восприятия», но не заменяют мою собственную веру в текст.

Особая благодарность — редакторам. Я считаю, что именно они спасают мои книги, превращая их из сильных в блестящие. Я работаю быстро, но редактировать не люблю — и именно тут нужна помощь профессионала. Я всегда готов обсуждать и подстраиваться. В этом — основа настоящего творческого партнерства.

— А что дальше? Будет продолжение?

Писать «Луну» было трудно, история длилась с 2015 года, и теперь хочется просто отпустить ее. Для меня эта история завершена. Мне кажется, я не смогу туда вернуться, да и не хочу. Пусть она останется такой, какая она есть. У нее может быть продолжение, если трилогия внезапно где-то выстрелит или ее экранизируют.

Фандома в привычном смысле у «Луны» тоже пока нет, но теории, визуализации, нейросетевые эксперименты и сумасшедшие интерпретации уже существуют. Люди делятся образами героев, рисуют Стоуна, Брауна и даже ящера, создают свои версии событий. Все это говорит об одном — история зажила своей жизнью, и это лучшее признание для любого автора.

Почитать трилогию «Луна 84».

Заказать Заказать Заказать

Рубрика
Проза
Похожие статьи