Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
«Для меня книга начинается со сцены — яркой, как в кино». Интервью с писательницей Светланой Гусевой
25 июля

Елена Исупова
Елена Исупова

В МИФе вышло городское фэнтези «Пособие по выживанию для оборотней» — про молодого финна, который в полнолуние стал жертвой зверя. Начиная с этого момента, вся его жизнь меняется. Чтобы разобраться в происходящем, герой отправляется в Петербург, где встречает не только оборотней…Поговорили с автором книги Светланой Гусевой о романе, читательских предпочтениях и писательских кризисах..



Пособие по выживанию для оборотней

Бумажная книга Электронная книга

— Светлана, что вдохновило вас написать эту книгу?

— Для меня отправной точкой истории часто служит какая-то конкретная сцена — она просто появляется в голове, и дальше я начинаю разматывать клубок, словно детектив. Задаю себе вопросы: какой может быть жанр у этой истории, кто будет главным героем, от какого лица лучше писать и где это все могло бы произойти.

Для «Пособия…» такой сценой оказался момент в одной из первых глав — когда герой просыпается нагишом и видит вокруг мусорные баки. Я сразу поняла: это человек, который ничего не помнит о предыдущей ночи, но страшно боится, что мог причинить кому-то вред, потому что находился в волчьем обличье.

Если говорить о темах, то я не планирую их заранее, потому что знаю — история еще много раз удивит, могут найтись совершенно невероятные идеи.

— О чем для вас эта книга, кто любимый герой и почему?

— Для меня это история о том, что «один в поле не воин», а еще — о том, что не все и не всегда нужно стремиться починить и исправить, коль уж оно работает. Мир несовершенен, и в нем есть хрупкие, невидимые договоренности, которые так легко нарушить, но потом уже не восстановишь. И далеко не всегда «слон в посудной лавке» топчется и роняет все со злым умыслом — Туомас в моей книге делает это с искренним желанием разобраться и помочь.

Любимых героев у меня, пожалуй, трое. Во-первых, главный герой, который хочет понять «этих загадочных русских», но при этом старается быть как бы сам по себе. Приходить, когда ему нравится, и уходить, когда становится неудобно. Но жизнь так не работает, все мы — социальные животные, и Туомасу приходится признать и принять, что его действия и решения влияют на окружающих гораздо сильнее, чем хотелось бы.

Во-вторых, я очень люблю Германа Николаевича. Надеюсь, читатели тоже его полюбят — ведь он действительно хороший врач и неплохой интриган. Для Туомаса он сделал много хорошего, хотя был совершенно не обязан.

И в-третьих, мне нравится Цербер. Для тех, кто еще не читал книгу, это что-то из греческой мифологии, но в «Пособии…» это человек и ему приходится делать шаг навстречу тому, от чего многие с полным правом отмахнулись бы. За это я его очень уважаю.

Пособие по выживанию для оборотней

— Как вы писали эту книгу: сколько времени, какие обстоятельства вдохновляли или, наоборот, мешали?

— Самый первый черновик я писала в рамках писательского месячника NaNoWriMo. Это проект, который стартует каждый ноябрь (надеюсь, слухи о его закрытии в 2025 году не подтвердятся), когда огромное число людей по всему миру пишет 50 000 слов за один месяц. Для англоязычных авторов это уже вполне себе роман, для русскоязычных — немного нет, но все же приличная его часть. Я много раз участвовала в этом месячнике, и это отличный способ подстегнуть свою музу и устроить настоящий писательский запой.

Написание «Пособия…» запомнилось мне в череде остальных тем, что частично совпало с отпуском в Париже. И я горжусь, что каждое утро час в кровати я посвящала написанию текста — несмотря ни на что. Вышло, конечно, намного больше, чем 50 000 слов.

Затем я отложила книгу на долгий срок. Я всегда даю черновикам отлежаться, считаю, что несколько месяцев — минимум для того, чтобы все из головы выветрилось, и можно было взглянуть на текст заново, после чего приступать к редактуре. Однако «Пособию…» пришлось полежать гораздо дольше — никак не доходили руки, потом грянул 2020 год и меня завалило работой, в 2022-м я уже почти забыла, что я — писатель, и в 2023-м серьезно подошла к мысли, что ничего путного из меня на этом поприще не выйдет. Тогда я достала этот текст и чуть не перекроила его с нуля, однако добрая редакторская рука меня остановила. Весь 2023-й я посвятила редактуре, а в 2024 году попала в МИФ.

 А как это случилось?

— Я попала в МИФ благодаря тому, что нарушила собственное правило и заговорила о книге в соцсетях. Для меня тяжело публиковать какие-то отчеты о текущем процессе — я не люблю раньше времени делать какие-то заявления. Но после тщательной работы над «Пособием…» с редактором мне очень захотелось поделиться, и я написала об этом у себя на канале, буквально в паре предложений описав, что это за книга: жанр, тематика, главный герой. Этот пост увидела редактор из МИФа и попросила прислать синопсис и текст, потому что искала что-то в этом роде.

— Что почувствовали в этот момент?

— Не поверила своим глазам. Это было что-то из разряда: «А что, так можно было?» Поэтому всегда и всем говорю: пишите и заканчивайте свои тексты. Никогда не знаешь, в какой момент на твоем пути встретится редактор —— и нужно, чтобы на руках была готовая книга. У меня сложилось именно так.

— Что вам понравилось в работе с издательством?

— Для меня самым волшебным этапом оказалась работа с литературным редактором. Когда я искала редактора для себя, то подписывалась на многих, читала отзывы, читала тексты, пыталась сформировать свои критерии. И хотя идеал недостижим, где-то на уровне ощущений всегда жил образ некоего «редактора мечты» — я точно не могла сформулировать, каковы будут его замечания, но мне казалось, что я его сразу узнаю (прямо как в романтических песнях). Так и случилось.

Когда я увидела пометки (весь текст был в пометках, вопросах и ремарках) литредактора от МИФа, то сразу поняла — это ОНА. Это была работа на каком-то новом, до того непонятном мне уровне, очень глубоком, очень дотошном — то самое ощущение, когда твой текст буквально разобрали на атомы, чтобы докопаться до сути. Невероятные ощущения.

— Какой этап работы над книгой был самым легким, а какой сложным?

— Самое легкое — это план, потому что его всегда можно переделать. План для «Пособия…» менялся несколько раз — и на предварительном этапе, и уже на редактуре.

Самое сложное — придумать финал, у меня с этим вечно проблемы. У «Пособия…» было три варианта финала, и я рада, что прошла через них, чтобы нащупать тот, который видится правильным по масштабу, драйву и интонациям.

А еще сложно было снова поверить в историю спустя перерыв. Перерыв — это страшная сила, можно увидеть в тексте много красоты, которую не замечал при работе, но можно и отчаяться, опустить руки. У меня в какой-то момент было желание переделать вообще все, мне казалось, что структура, идеи, персонажи — всего этого мало, чтобы зацепить читателя. Я рада, что попросила совета в этой ситуации и приняла правильное, как оказалось, решение.

— Каким читателям будет интересна ваша книга?

— Во-первых тем, кто любит, когда местом действия является современная Россия, а не только выдуманные фэнтезийные миры или альтернативное прошлое. От наших дней события в «Пособии…» отстают совсем немного — на какой-то десяток лет, но вполне можно, с одной стороны, почувствовать сколько всего изменилось (герою в салоне предлагают сим-карту с интернетом на 5 гигабайт), а с другой — многое остается неизменным и узнаваемым.

Надеюсь, книга понравится тем, кто любит реализм в фэнтези; звучит как оксюморон, но для меня всегда были интересны истории, где магия спрятана от глаз непосвященных прямо у нас под носом. В моей книге нет никаких тайных убежищ — владеющие тайным знанием точно так же ездят в метро, покупают еду в обычных магазинах и внешне ничем не отличаются от нас с вами. Это дает возможность поверить, что волшебство может быть где угодно — только руку протяни, и оно уже здесь.

Пособие по выживанию для оборотней

— Расскажите о себе: как стали писателем, мечтали об этом в детстве?

— Я всегда много читала, и первые истории — то, что сейчас назвали бы фанфиками, потому что в них действовали герои любимых книг — придумывала еще в младшей школе. Сооружала из стульев коня, и представляла как скачу за подвесками королевы вместе с мушкетерами. Память у меня тогда была намного лучше, и я долгое время отлично удерживала кучу таких историй в голове, постоянно их прокручивая и дополняя.

Записывать начала лет в пятнадцать — тогда в доме еще не было компьютера, так что первые писательские опыты я вела в большой тетради формата А4. Уже тогда понимала, что мне не хватает инструментов, что в моей голове все эти приключения выглядят гораздо полноцветнее и интереснее, чем на бумаге.

Не могу сказать, что мечтала стать писателем — скорее, мечтала сочинять истории, это просто было частью жизни, но не воспринималось как профессия. В школе меня хвалили и учителя математики, и учителя русского — и я как-то интуитивно поделила свои умения на то, куда пойду работать (точные науки) и то, что буду делать для души (писательство). Но в итоге даже в инженерной профессии тексты меня нагнали, и текстовых технических документов я написала за свою карьеру намного больше, чем нарисовала чертежей.

— Поделитесь самым интересным фактом о себе?

— Вопрос, на который даже не знаешь, что отвечать! Но пусть будет так: несколько лет увлекалась необычным и не самым безопасным видом спорта — вольтижировкой: акробатикой на скачущей галопом лошади. Выступала на местных соревнованиях, а на международных работала помощником судьи благодаря знанию английского.

— Какие книги вас сформировали, как писателя?

— В моем детстве было не так много книг, но каждая была зачитана буквально до дыр. В первую очередь, конечно, приключенческие истории — Верн, Буссенар, Дюма. Я обязательно читала всю школьную программу и старалась раздобыть что-то из внеклассного чтения. Уже в старших классах появилась фэнтези и фантастика — Желязны, Толкиен, Гаррисон, а в институте добавились современные прозаики — Барнс, Фаулз и Рушди. Постепенно формировались основные запросы: я обожаю продуманные миры, пристально слежу за логикой поступков персонажей, всегда радуюсь дружбе и загадкам, при этом равнодушна к любовной линии. Меня в равной степени увлекает как хорошо прописанная внутренняя драма, так и напряженное детективное расследование. Не люблю чрезмерную эротизацию, стараюсь избегать «чернухи» и слишком большой физиологичности в текстах. На первом месте — идеальное сочетание персонажа и сюжета, их взаимосвязь.

— Как бы вы описали свой писательский метод?

— Для меня книга начинается с какой-нибудь сцены — яркой, как в кино. Если она меня цепляет — я ее где-нибудь записываю и начинаю задавать вопросы. Для начала самые базовые — что происходит, какой это может быть жанр, в чем проблема героя и от какого лица лучше вести повествование. Когда есть ответы, я сажусь писать план.

С годами я поняла, что без него никак — но при этом слишком подробный план тоже ограничивает, поэтому стараюсь набрасывать его быстро, описывая каждую сцену одним-двумя предложениями. По мере работы с планом формируется понимание целей героев, а где цель — там и антагонист, там же союзники, локации и основные точки сюжета. У меня уже сложилась традиция переделывать финал, иногда по несколько раз — поэтому я не сижу неделями в ожидании идеальной концовки, а просто начинаю писать.

Пожалуй, центральная идея моего метода в том, что писатель может оценить свой замысел, только написав черновик истории от начала до конца. И уже тогда, на редактуре, приходит время шлифовать и оттачивать до совершенства. Пытаться на уровне идей сразу придумать идеально — пустая затея, наше подсознательное все равно вырулит на какую-то другую трассу.

— А что вы делаете, когда не пишется?

— Обычно мне не пишется, когда слишком много работы и других дел. Но бывает, что есть не только усталость, но и нежелание — тогда я спрашиваю себя, почему с неохотой сажусь за текст. Обычно ответ лежит на поверхности, сложно его признать и произнести вслух. Чаще всего все равно сажусь и пишу, признавая неидеальность результата заранее. Пока есть возможность отредактировать написанное — все поправимо.

— Был ли у вас был писательский кризис? Если да, то как с ним справлялись?

— Много раз, и чаще всего в его корне лежал синдром самозванца — писатель ли я, имею ли право так называться. Для меня это история о вечной нехватке времени, отсутствии регулярности («не пишешь каждый день, значит, никакой ты не писатель»), отсутствии стабильного результата (2-3 или больше книг в год). Начинался кризис чаще всего в силу обстоятельств, но чем дольше не пишешь — тем сложнее вернуться, в этом со мной согласится, думаю, каждый автор. И вот сидишь, коришь себя за то, что не пишешь, и постепенно мозг пытается выйти из этого замкнутого круга, предлагая самое простое решение — так может, и писать не надо? Может, это все про других людей, не про меня? Важно не идти на поводу у этих мыслей и задать себе честный вопрос, без оглядки на чужой опыт — «Доставляет ли мне писательство радость?» Как процесс в первую очередь? И если да, то совершенно неважно, как этот процесс протекает — его важность определяет желание вернуться.



Мифы майя

— Что читаете вы сами?

— Очень опасный вопрос мне как книжному блогеру. Пусть будет 5 книг, которые я читаю сейчас.

  1. Брендон Сандерсон «Ветер и истина» — пятый роман в огромном эпическом фэнтези. На кону, как положено, судьба мира. Сандерсон, безусловно, мастер создания миров и магических систем, и я ценю в его книгах динамичность мира — у него персонажи всегда в поисках новых знаний, ничто не статично и при должном упорстве можно изобрести новые приемы и методы работы даже с волшебными артефактами. Его магию всегда можно изучать как науку — люблю такой подход.
  2. Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта». Мой самый первый роман у Фаулза, с которого и началась любовь к автору. Перечитываю с огромным удовольствием, если честно — при нехватке времени отдаю ему предпочтение перед новинками.
  3. Джаспер Ффорде «Дело Эйр». Рада открыть для себя нового замечательного автора и мечтаю, что у нас полностью издадут его знаменитый цикл о литературном детективе Четверг Нонетот. «Дело Эйр» — самая первая книга, в ней много литературных отсылок, пасхалок, при этом она написана с юмором.
  4. Нил Стивенсон «Алмазный век». Это уже пятый мой роман Стивенсона — он, безусловно, один из самых крутых современных фантастов, но пишет не только фантастику, это надо иметь в виду. Пока что моя самая любимая книга это «Анафем».
  5. Галина Ершова «Мифы майя». Обожаю серию «Мифы от и до», скупаю все, что меня хоть немного интересует. Майя и их религия — мой давний, еще школьный интерес, поэтому сомнений покупать или нет у меня не было.

— Дайте совет молодым писателям: как научиться писать?

— Мой главный совет — сначала писать, а потом учиться. Потому что учиться надо а) в процессе и б) на результате. То есть сначала мы что-то пишем, потом понимаем, что получилось не совсем так, как нам хотелось бы и начинаем учиться, как сделать лучше. По мере учебы (на курсах или на книгах) нам нужен материал, чтобы работать — новые идеи и тексты, а еще материал, чтобы анализировать свой рост, то есть написанное уже какое-то время назад.

Я видела много людей, которые хотели сначала изучить сто книг по литмастерству или посетить десяток курсов, а потом планировали писать. Большинство так ничего и не написало.

Также, на мой взгляд, важно понимать, что самое первое написанное чаще всего написано не очень хорошо. Я от себя не рекомендую с первыми же текстами бежать в самиздат, выкладывать в личном блоге на всеобщее обозрение или подаваться в издательство. Дайте тексту отлежаться, посмотрите на него другими глазами какое-то время спустя. Покажите читающим друзьям — важно именно читающим, а не просто каким угодно, чтобы обратная связь была максимально корректной и по делу. И самое главное — не ждите у моря погоды, даже если опубликовали свою первую работу. Пишите дальше, потому что истинное мастерство рождается только с практикой, в писательстве это верно как нигде.

Читайте городское фэнтези «Пособие по выживанию для оборотней»

Заказать:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Рубрика
Проза
Похожие статьи