В конце ноября в Польше вышел роман «Перекресток воронов» — приквел к знаменитой саге Анджея Сапковского Геральте из Ривии. Со времен публикации первых рассказов мир «Ведьмака» полюбился миллионам читателей по всему миру — и не в последнюю очередь потому, что это яркий образчик «умного» фэнтези, где захватывающий и трагичный сюжет сочетается с постмодернистской игрой, культурными отсылками и «подмигиваниями» читателю.
Вот и мы не смогли обойти этот мир вниманием: в феврале 2025 года в МИФе выйдет книга Виктора Кашкевича «Мифологию „Ведьмака“» — уникальный экскурс в эту вселенную с ее историей и мифологией, чудовищами и богами, а главное — символизмом персонажей. А они не совсем то, чем кажутся!
Сегодня расскажем, что автору удалось разгадать в образе главного героя — Геральта.
Геральт — бог смерти?
Первая наша подсказка — лингвистическая. В интервью Сапковский говорил, что, в отличие от Толкина, не создавал для эльфов или краснолюдов отдельные языки, а просто собирал фразы из смеси нескольких европейских, чтобы их мог понять образованный человек. Угадаете, что значит «A d’yeabl aep arse» и «Düwelsheyss»?
Старшие народы называют Геральта Gwynbleidd — что якобы значит «белый волк». Однако это авторская игра в поддавки: англоязычному читателю в этом имени отчетливо слышится «клинок Гвина» — и никаких волков. Но кто такой этот Гвин?
По-видимому, здесь скрыта отсылка к персонажу кельтского эпоса: Гвин ап Нудд — мрачный бог смерти, король потустороннего мира. И один из основных его атрибутов — белые волосы. Совсем как у Геральта.
А еще — будучи клинком Смерти, он сам до поры до времени от нее защищен — и вынужден биться, не озираясь на гибель близких.
«Всадники Сидхе». Дж. Дункан, 1911 г. Коллекция художественной галереи и музея Данди
Рыцарь без страха, но с одним упреком
Сапковский — не только автор, но и теоретик фэнтези. В эссе «Мир короля Артура» он утверждает, что оно целиком выросло из «артуровского архетипа», то есть легенд о короле Артуре и его верных рыцарях.
Ведьмаки в этом мире — «новые рыцари», которые защищают людей от Хаоса, но из-за человеческой тупости и жестокости встречают лишь ненависть. А кто лучший из рыцарей Круглого стола? Сэр Ланселот Озерный. Он непобедим в честном бою и проигрывал лишь подлым чародеям. Единственное темное пятно в его биографии — любовная связь с королевой Гвиневрой. Еще при жизни был прославлен в балладах: о его подвигах судачили не только на рынках и площадях, но и при королевских дворах.
А теперь взглянем на Геральта: в бою он проигрывал только чародею Вильгефорцу, одному из главных антагонистов цикла. Его подвиги не раз воспеты бардом Лютиком, а его приключения — и любовные отношения, — охотно обсуждают десятки странников под кроной священного дуба Блеобхериса. Но о любви стоит поговорить отдельно…
Любовь земная и божественная
В одном из его странствий в Ланселота влюбляется прекрасная принцесса Элейна — но рыцарь к тому моменту уже крепко привязан узами куртуазной любви к королеве. Элейн околдовывает его, рожает ему сына — это будет сэр Галахад, который по пророчеству Мерлина обретет Святой Грааль, — а после его ухода погибает.
Леди Элейна и сэр Ланселот.
Иллюстрация из книги Э. Лэнга «Легенды о Круглом столе», 1908 г.
Отношения Геральта с чародейкой Йеннифэр (кстати, это и есть имя «Гвиневра») тоже имеют привкус горькой обреченности, но где же в его истории аналог леди Элейны? Ответ нам подсказывает сам Сапковский в том же эссе «Мир короля Артура»: «Нижеподписавшийся, создавая образ поэтессы по прозвищу Глазок (новелла „Немного жертвенности“), не собирался быть столь же добрым: у Глазка, как и у Элейны, шансов выжить не было».
Глазок — это Эсси Давен, девушка-бард и подруга Лютика, которая встречается нам в единственном рассказе: у нее начинается краткий, но искренний роман с Геральтом, а в конце она погибает от чумы.
Не только рыцарь, но и король
Король Артур возглавляет силы Добра в борьбе с Хаосом. Он — воплощение отваги, самопожертвования, милосердия и благородства. И, вдобавок, незаурядный воин. Кого-то напоминает, верно? В кругу ведьмаков Геральт тоже первый среди равных. Нет чудовища, которого бы он не одолел. Он не совершает ни одной подлости, а жестокость проявляет лишь в отношении чудовищ — хотя иногда и «цивилизованных», если те нападают на него самого или невинных вокруг.
Но главное, что их объединяет (и вместе с тем разделяет) — гибель. Король Артур погиб в битве при горе Бадон, сражаясь против несметного воинства Зла. Ведьмаку суждено пережить все злоключения, отчасти даже «решить судьбы мира» и умереть в драке с толпой погромщиков у мусорной кучи — из-за того, что проявил милосердие.
Смерть Артура. Д. Маклиз, 1857 г.
Именно поэтому Каэр Морхен — ведьмачий Камелот, — давным-давно разрушен и ветер гуляет в его руинах. Весь путь по сюжету был проделан для того, чтобы на это обратил внимание и читатель. Подобно Артуру, Геральт уходит на свой остров Яблонь по озеру, укрытому волшебным туманом. И так же, как легендарного короля, его сопровождают три феи: Йеннифэр, Трисс и Цири, она же Владычица Озера.