Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
Погружаемся в «Мифологию „Ведьмака“»: кто стоит за образом Геральта?
9 января

Алексей Зыгмонт
Алексей Зыгмонт

В конце ноября в Польше вышел роман «Перекресток воронов» — приквел к знаменитой саге Анджея Сапковского Геральте из Ривии. Со времен публикации первых рассказов мир «Ведьмака» полюбился миллионам читателей по всему миру — и не в последнюю очередь потому, что это яркий образчик «умного» фэнтези, где захватывающий и трагичный сюжет сочетается с постмодернистской игрой, культурными отсылками и «подмигиваниями» читателю.

Вот и мы не смогли обойти этот мир вниманием: в феврале 2025 года в МИФе выйдет книга Виктора Кашкевича «Мифологию „Ведьмака“» — уникальный экскурс в эту вселенную с ее историей и мифологией, чудовищами и богами, а главное — символизмом персонажей. А они не совсем то, чем кажутся!

Сегодня расскажем, что автору удалось разгадать в образе главного героя — Геральта.

Геральт — бог смерти?

Первая наша подсказка — лингвистическая. В интервью Сапковский говорил, что, в отличие от Толкина, не создавал для эльфов или краснолюдов отдельные языки, а просто собирал фразы из смеси нескольких европейских, чтобы их мог понять образованный человек. Угадаете, что значит «A d’yeabl aep arse» и «Düwelsheyss»?

Старшие народы называют Геральта Gwynbleidd — что якобы значит «белый волк». Однако это авторская игра в поддавки: англоязычному читателю в этом имени отчетливо слышится «клинок Гвина» — и никаких волков. Но кто такой этот Гвин?

По-видимому, здесь скрыта отсылка к персонажу кельтского эпоса: Гвин ап Нудд — мрачный бог смерти, король потустороннего мира. И один из основных его атрибутов — белые волосы. Совсем как у Геральта.

Получается, что ведьмак — орудие Смерти: по воле судьбы он несет ее даже тем, кому не хотел причинить вреда.

А еще — будучи клинком Смерти, он сам до поры до времени от нее защищен — и вынужден биться, не озираясь на гибель близких.


«Всадники Сидхе». Дж. Дункан, 1911 г. Коллекция художественной галереи и музея Данди

Рыцарь без страха, но с одним упреком

Сапковский — не только автор, но и теоретик фэнтези. В эссе «Мир короля Артура» он утверждает, что оно целиком выросло из «артуровского архетипа», то есть легенд о короле Артуре и его верных рыцарях.

В свете этой теории весь «Ведьмак» — постмодернистская итерация этих легенд, только в гораздо более жестоком мире. Потому что больше похожем на современный.

Ведьмаки в этом мире — «новые рыцари», которые защищают людей от Хаоса, но из-за человеческой тупости и жестокости встречают лишь ненависть. А кто лучший из рыцарей Круглого стола? Сэр Ланселот Озерный. Он непобедим в честном бою и проигрывал лишь подлым чародеям. Единственное темное пятно в его биографии — любовная связь с королевой Гвиневрой. Еще при жизни был прославлен в балладах: о его подвигах судачили не только на рынках и площадях, но и при королевских дворах.

А теперь взглянем на Геральта: в бою он проигрывал только чародею Вильгефорцу, одному из главных антагонистов цикла. Его подвиги не раз воспеты бардом Лютиком, а его приключения — и любовные отношения, — охотно обсуждают десятки странников под кроной священного дуба Блеобхериса. Но о любви стоит поговорить отдельно…

Любовь земная и божественная

В одном из его странствий в Ланселота влюбляется прекрасная принцесса Элейна — но рыцарь к тому моменту уже крепко привязан узами куртуазной любви к королеве. Элейн околдовывает его, рожает ему сына — это будет сэр Галахад, который по пророчеству Мерлина обретет Святой Грааль, — а после его ухода погибает.


Леди Элейна и сэр Ланселот.
Иллюстрация из книги Э. Лэнга «Легенды о Круглом столе», 1908 г.

Отношения Геральта с чародейкой Йеннифэр (кстати, это и есть имя «Гвиневра») тоже имеют привкус горькой обреченности, но где же в его истории аналог леди Элейны? Ответ нам подсказывает сам Сапковский в том же эссе «Мир короля Артура»: «Нижеподписавшийся, создавая образ поэтессы по прозвищу Глазок (новелла „Немного жертвенности“), не собирался быть столь же добрым: у Глазка, как и у Элейны, шансов выжить не было».

Глазок — это Эсси Давен, девушка-бард и подруга Лютика, которая встречается нам в единственном рассказе: у нее начинается краткий, но искренний роман с Геральтом, а в конце она погибает от чумы.

Но этой «земной и нормальной» любви нет места в сердце Геральта — ведь там поселилась трагическая страсть к Йеннифэр.

Не только рыцарь, но и король

Король Артур возглавляет силы Добра в борьбе с Хаосом. Он — воплощение отваги, самопожертвования, милосердия и благородства. И, вдобавок, незаурядный воин. Кого-то напоминает, верно? В кругу ведьмаков Геральт тоже первый среди равных. Нет чудовища, которого бы он не одолел. Он не совершает ни одной подлости, а жестокость проявляет лишь в отношении чудовищ — хотя иногда и «цивилизованных», если те нападают на него самого или невинных вокруг.

Но главное, что их объединяет (и вместе с тем разделяет) — гибель. Король Артур погиб в битве при горе Бадон, сражаясь против несметного воинства Зла. Ведьмаку суждено пережить все злоключения, отчасти даже «решить судьбы мира» и умереть в драке с толпой погромщиков у мусорной кучи — из-за того, что проявил милосердие.


Смерть Артура. Д. Маклиз, 1857 г.

Тем качествам, что олицетворяет Геральт, в реальном мире нет места.

Именно поэтому Каэр Морхен — ведьмачий Камелот, — давным-давно разрушен и ветер гуляет в его руинах. Весь путь по сюжету был проделан для того, чтобы на это обратил внимание и читатель. Подобно Артуру, Геральт уходит на свой остров Яблонь по озеру, укрытому волшебным туманом. И так же, как легендарного короля, его сопровождают три феи: Йеннифэр, Трисс и Цири, она же Владычица Озера.

Рубрика
Культура
Похожие статьи