Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Сколько человек могли помыться в русской печи, или Вся правда о гигиене в «немытой России»
вчера

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Есть такое представление о средневековой жизни, что гигиена там была отвратительной. Знаменитая лермонтовская фраза о «немытой России» стала притчей во языцех. Давайте разберемся, как на самом деле обстояли дела с гигиеной в средневековой Руси. Нам поможет книга «Средневековье на Руси». В ней авторы собрали как всем известные факты о русском Средневековье, так и малоизученные обрывки древней культуры наших предков.

Мыльня

Иностранные путешественники — весьма предвзятый источник данных о прошлом наших предков. Они нередко описывают Россию в крайне критичных и часто злобных выражениях. В их сочинениях русские наделены невероятным количеством пороков — например, они отличаются ленью, «привычкой к рабству» и пьянству.

Но даже иностранные источники подчеркивают чистоплотность этого народа.

Англичанин Джайлс Флетчер (1546–1611), сказавший в адрес русских немало плохих слов (ведь свою книгу он писал в период конфликта между Россией и Англией, когда последняя имела виды на Русский Север), отмечал, что баня и любовь к чистоте заменила русским лекарства.

Бани упоминаются уже в самых древних русских памятниках. Вещий Олег в 907 году требовал, чтобы в Царьграде русским послам и купцам предоставили «творять… мовь, елико хотять», и «мовь» здесь означает как раз мытье в бане.

Сама же баня называлась «мыльня».

Чаще всего она упоминается в житиях. Например, в «Повести о Петре и Февронии» (XVI в.) раненого князя моют в бане. При этом после мытья люди обязательно надевали чистое белье, ибо, как сказано в «Вертограде» (XVII в.), «чистое мытие и частое переменяние платия вшам множитися не дает».

В Средние века Русь уже была государством православным, что накладывало отпечаток на представления ее народа о чистоте. Банный день проводили в субботу: все обязательно мылись в бане, чтобы воскресным утром отправиться в церковь чистыми. Конечно, мылись люди не только по субботам, но и в другие дни — отсюда, например, Чистый четверг в последнюю неделю перед Пасхой.

Еще топили баню для тех, кто вернулся с дороги или заболел.

Печь — тоже баня

Для мытья русские не только придумали отдельное помещение — баню, но и приспособили совсем неожиданную вещь — обычную печь! Да, в ней не только готовили: когда она немного остывала, хозяйки чистили ее от золы, сажи и угля, устилали соломой, заваривали веники, готовили «шампуни» из яичных растворов, ну а потом залезали внутрь.

В печь легко помещались два взрослых человека — с кадушками, вениками, заваренными травами и всем прочим.

Затопить баню — дело гораздо более сложное, чем подготовить к такому же занятию печь, так что мылись наши предки часто, а не только по субботам и некоторым четвергам.

Кроме того, в средневековой Руси во всех избах были еще и рукомойники: археологи очень часто находят от них керамические (или металлические, если дом богатый) фрагменты. Вода из таких рукомойников лилась прямо на руки — и в этом кроется еще одно большое различие в гигиенических привычках славян и европейцев. Европейцы один раз наполняли лохань и мылись в ней всей семьей, а русские использовали проточную воду, выливая грязную после каждого человека.

Такая любовь русских к гигиене объясняется очень древними воззрениями на тело. Для них оно не было чем-то греховным — скорее божественным. Мать Сыра Земля воспринималась как тело женщины, а тело женщины, в свою очередь, как нечто божественное — прообраз Вселенной; через него осуществлялась связь с высшими силами.

Стирка

Стирку русские летописи упоминают с XI века: белье очищали золой, глиной, специальными растениями. Лечебники XVI века особо отмечали некую травку, от которой «пена… исходит аки от мыла». Само же мыло было в употреблении у более зажиточных людей, и лучшее, по словам Петра Петрея де Ерлезунды, варили в Костроме. Костромское «духовитое» мыло продавали даже за границу. Богатым, помимо русского, было доступно и импортное мыло: «грецкое», «гишпанское», «индейское».

И конечно же, указания по поводу гигиены и санитарии давал «Домострой», притом с излишне дотошными подробностями. В книге описывалось, как надо чистить, проветривать и хранить белье, одежду, меха, обувь, как мыть, скрести, полоскать и сушить посуду и многое другое.

Обложка поста: иллюстрация из книги, литография 1884 года.

Подписка на выход книги
Мы напишем вам, когда книга «Средневековье на Руси» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Средневековье на Руси» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи