Есть такое представление о средневековой жизни, что гигиена там была отвратительной. Знаменитая лермонтовская фраза о «немытой России» стала притчей во языцех. Давайте разберемся, как на самом деле обстояли дела с гигиеной в средневековой Руси. Нам поможет книга «Средневековье на Руси». В ней авторы собрали как всем известные факты о русском Средневековье, так и малоизученные обрывки древней культуры наших предков.
Мыльня
Иностранные путешественники — весьма предвзятый источник данных о прошлом наших предков. Они нередко описывают Россию в крайне критичных и часто злобных выражениях. В их сочинениях русские наделены невероятным количеством пороков — например, они отличаются ленью, «привычкой к рабству» и пьянству.
Англичанин Джайлс Флетчер (1546–1611), сказавший в адрес русских немало плохих слов (ведь свою книгу он писал в период конфликта между Россией и Англией, когда последняя имела виды на Русский Север), отмечал, что баня и любовь к чистоте заменила русским лекарства.
Бани упоминаются уже в самых древних русских памятниках. Вещий Олег в 907 году требовал, чтобы в Царьграде русским послам и купцам предоставили «творять… мовь, елико хотять», и «мовь» здесь означает как раз мытье в бане.
Чаще всего она упоминается в житиях. Например, в «Повести о Петре и Февронии» (XVI в.) раненого князя моют в бане. При этом после мытья люди обязательно надевали чистое белье, ибо, как сказано в «Вертограде» (XVII в.), «чистое мытие и частое переменяние платия вшам множитися не дает».
В Средние века Русь уже была государством православным, что накладывало отпечаток на представления ее народа о чистоте. Банный день проводили в субботу: все обязательно мылись в бане, чтобы воскресным утром отправиться в церковь чистыми. Конечно, мылись люди не только по субботам, но и в другие дни — отсюда, например, Чистый четверг в последнюю неделю перед Пасхой.
Печь — тоже баня
Для мытья русские не только придумали отдельное помещение — баню, но и приспособили совсем неожиданную вещь — обычную печь! Да, в ней не только готовили: когда она немного остывала, хозяйки чистили ее от золы, сажи и угля, устилали соломой, заваривали веники, готовили «шампуни» из яичных растворов, ну а потом залезали внутрь.
Затопить баню — дело гораздо более сложное, чем подготовить к такому же занятию печь, так что мылись наши предки часто, а не только по субботам и некоторым четвергам.
Кроме того, в средневековой Руси во всех избах были еще и рукомойники: археологи очень часто находят от них керамические (или металлические, если дом богатый) фрагменты. Вода из таких рукомойников лилась прямо на руки — и в этом кроется еще одно большое различие в гигиенических привычках славян и европейцев. Европейцы один раз наполняли лохань и мылись в ней всей семьей, а русские использовали проточную воду, выливая грязную после каждого человека.
Такая любовь русских к гигиене объясняется очень древними воззрениями на тело. Для них оно не было чем-то греховным — скорее божественным. Мать Сыра Земля воспринималась как тело женщины, а тело женщины, в свою очередь, как нечто божественное — прообраз Вселенной; через него осуществлялась связь с высшими силами.
Стирка
Стирку русские летописи упоминают с XI века: белье очищали золой, глиной, специальными растениями. Лечебники XVI века особо отмечали некую травку, от которой «пена… исходит аки от мыла». Само же мыло было в употреблении у более зажиточных людей, и лучшее, по словам Петра Петрея де Ерлезунды, варили в Костроме. Костромское «духовитое» мыло продавали даже за границу. Богатым, помимо русского, было доступно и импортное мыло: «грецкое», «гишпанское», «индейское».
И конечно же, указания по поводу гигиены и санитарии давал «Домострой», притом с излишне дотошными подробностями. В книге описывалось, как надо чистить, проветривать и хранить белье, одежду, меха, обувь, как мыть, скрести, полоскать и сушить посуду и многое другое.
Обложка поста: иллюстрация из книги, литография 1884 года.