Как белорусы представляли окружающий мир, в каких духов верили, как почитали предков, защищались от нечистой силы и козней демонических персонажей? Об этом рассказывает книга «Белорусские мифы». Заглянули в нее и выбрали несколько любопытных историй: о сотворении мира, опасных колтунах, маре, которая приходит к спящим, и доброхожих.
Бог и его напарник
В белорусской традиции сотворение Земли представляет собой пересказ известного библейского сюжета. Сначала в мире не было ничего, кроме моря, над которым пребывал один лишь Бог. В одних повествованиях говорится, что однажды он увидел плывущий по морю мутный пузырь; по другим вариантам легенды — увидел его висящим в воздухе. Бог приказал пузырю остановиться и лопнуть, что тот и сделал, а затем оттуда выбрался черт, который и стал «товарищем» в творении. По приказу Бога черт погружается на морское дно, чтобы достать оттуда немного песка для творения суши. В большинстве сказаний черт ныряет за землей трижды и первые два раза неудачно, поскольку из-за своей гордости пренебрегает указанием Бога сказать: «Беру во имя Божье!» или «По Божьему благословению!» — или пытается разными способами исказить формулировку (например, произнеся: «Во имя мое и Божье!»). В третий раз, сказав все правильно, черт мухлюет и часть добытой земли прячет себе за щеку. Когда из добытого чертом песка Бог создает сушу, она начинает расти и расширяться, как и песок, спрятанный у черта за щекой. Пытаясь избавиться от песка, черт плюется, и на ровной земной поверхности, созданной Богом, появляются горы, холмы, возвышенности, овраги — весь земной рельеф.
В Минской области известна легенда о сотворении земли двумя творцами, в которой функции дьявола выполняет великан, чье существование также относится к мифологическому времени образования земли.
А на чем стоит свет? В западно-белорусской легенде из окрестностей Слонима утверждается, что «свет на куриной ноге стоит». Известны и распространенные у славян версии о большой рыбе или нескольких китах, которые держат на себе землю.
Почему появляются колтуны?
Колтун — это особая болезнь демонического происхождения в виде спутанных волос, свитых комом или плотными прядями (наподобие дредов), их невозможно расчесать и нельзя просто так остричь. Колтун проявляется также внутренними симптомами в виде ревматических болей, воспаления суставов, слабости, головной боли, ломоты во всем теле, а в тяжелых случаях приводит к слепоте и смерти. С одной стороны, колтун осмысляется как некое самостоятельное существо, обладающее собственной волей, о котором говорят: «Коўтун напал», «Коўтун человека мучит в середине», а с другой стороны, он считается результатом вредоносного воздействия колдунов и ведьм, разновидностью порчи и подлежит уничтожению магическими средствами.
Представления о колтуне распространены в сравнительно небольшом славянском ареале, центром которого являются польские земли и в меньшей степени чешская и словацкая традиция. У восточных славян это явление известно преимущественно в западных частях Украины и Белоруссии, у русских встречается в единичных случаях. В белорусском Полесье существуют и другие названия колтуна — гостец (производное от слова гость; ср. аналогичное польское gościec) и лямец (от глагола лямчица — о процессе завивания колтуна).
Сам больной не мог самостоятельно отрезать колтун, не причинив себе серьезных увечий, — он мог ослепнуть, оглохнуть, его мог разбить паралич. Особенно опасно было отрезать колтун до тех пор, пока он не «созреет», то есть пока больной не проносит его определенное количество времени (год, два или три), за которое колтун достаточно завьется и отрастет. Отрезав его не вовремя, в недобрый час, болезнь можно загнать назад в голову, после чего человек заболеет и умрет. Всегда считалось, что «от колтуна, так же как и от сглаза, и от подвеянья [болезни, полученной от ветра, вихря] никакой доктор не поможет, только знахари знают, как их отговаривать».
Здравствуйте, доброхожие
На востоке Белоруссии, а также в примыкающих западнорусских районах, (в частности, в Брянской области), существуют представления о персонажах, которых называют доброхожими, доброхочими или невидимыми людьми. Насколько можно судить по фольклорным записям XIX–XX веков, это достаточно молодой элемент белорусской (и отчасти русской) традиции, его формирование стало происходить лишь в последнее столетие.
Довольно часто в восточных районах Белоруссии доброхотами, доброхочими или доброхожими называют покровителей домашних и природных пространств: домовика и хлевника, лесовика, водяника, полевика (реже этим словом могут называть русалку или умерших некрещеными детей) — словом, тех мифологических существ, чье поведение по отношению к человеку может быть двойственным и часто зависит от его правильного или неправильного поведения. Уважительное отношение к духам пространств обеспечивает людям благополучие и достаток. Если же они нарушают правила поведения, сквернословят или ведут себя неаккуратно, неуважительно по отношению к хозяину пространства (в лесу — к лесовику, в доме — к домовику), то бывают жестоко наказаны болезнью, отсутствием улова, неудачной охотой, блужданием в лесу и пр. Задабривающие же имена при обращении к этим персонажам являются формой уважительного к ним отношения.
К доброхожим также относят невидимых людей и богатырей. Важно, что такие персонажи характеризуются в сказаниях именно как люди, а не демоны. Статус подобных персонажей оказывается размытым: они то ли особенные люди (их считают добрыми и даже святыми), то ли нечистая сила. Показываются доброхожие всегда в человеческом облике: это может быть человек в белой одежде или статный молодой муж в черном одеянии или военном костюме с блестящими пуговицами. Их мужественный вид, похоже, и стал основанием для именования их богатырями, хотя никакого отношения к богатырям из древнерусских былин они, разумеется, не имеют.
Главная опасность для человека в случае с доброхожими — нечаянно осквернить дорогу, по которой они передвигаются, например помочиться там или оставить на ней мусор, что сделать довольно легко из-за того, что она может проходить абсолютно где угодно — скажем, по саду или двору. За это доброхожие сурово наказывают.
Кто такая мара?
В белорусском фольклоре есть особый персонаж — мара, невнятное существо, которое занимается тем, что душит спящих людей. Слово мара, как и кикимора, восходит к праславянскому корню *mor-/mar- — «смерть» (отсюда, например, слова мор, морить). Еще в начале XX века в некоторых белорусских селах на Ивана Купалу из соломы и тряпок делали чучело — Мару, которое носили по селу, а потом сжигали на костре.
В витебских поверьях мару представляют в человеческом облике — она ростом с недельного младенца, мягкая на ощупь, голая или покрыта редкими перьями и волосами. Мара исподволь приближается к спящему, садится ему на грудь или горло и начинает душить с минутными передышками, не давая человеку занести руку для крестного знамения, которого она боится. В этом случае человек должен вспомнить, что дело происходит во сне, тогда мара исчезнет.
Чтобы изгнать мару из дома, нужно купить не торгуясь новый горшок и ночью нащупать на себе некое насекомое (это и будет мара), положить его в горшок, крепко закрыть его, а утром вынести за пределы двора. В другом случае нужно попросить мару на завтрак, при этом положить на пороге метлу и топор — через эту преграду она не сможет переступить и больше не будет приходить в этот дом. Чтобы мара не мучила скот, в хлеву вывешивали убитую сороку.
По материалам книги «Белорусские мифы»
Заказать: