Человечество всегда верило в оборотней. Так появились скандинавские сказания о берсерках и греческий миф о Ликаоне, индийский эпос о гандхарвах и апсарах, и легенды индейцев о людях-волках. Есть свои человекозвери и у славян: волколаки, медведи-берендеи, волки-лютичи, заклятые сороки.
Но почему этот образ так глубоко укоренился в сознании людей? Почему почти каждая культура создает собственную версию мифа о тех, кто живет на границе человеческого и звериного? И возможно ли рационально объяснить феномен оборотничества? Поищем ответы в новинке из серии «Мифы от и до» — «Культ зверя и славянские оборотни».
Культ зверя и славянские оборотни
Оборотничество на Руси
Если с оборотнями вы знакомы только по «Сумеркам» и «Дневникам вампира», то многое упустили. На Руси были свои оборотни, причем не только «классические» волки, но и медведи, и птицы, и даже рыбы.
«В основе первоначальных представлений об оборотнях лежит тотемизм — древнейшая форма верований в кровнородственные связи человека и определенного животного».
Жизнь древнего славянина была совсем не похожа на нашу с вами. Никаких дорог и магазинов, с трудом вспаханные поля то и дело остаются бесплоднымиы. Вот почему огромную роль в жизни наших предков играл лес. Он давал пропитание: в неурожайные годы вся надежда оставалась на охоту и собирательство. Он грел и одевал: попробуй обойдись холодной зимой без дров и теплой шкуры.
Но человек всегда был в лесу всего лишь гостем, а хозяевами — животные: в наших широтах в основном медведи и волки. Людям во что бы то ни стало нужно было «дружить» с дикими зверями. Как тут не помечтать о том, что сильные лесные хищники могут оказаться кровными родичами? А от мечты до обряда — один шаг. И вот уже волхвы «превращаются» в медведей и волков, облачаясь в их шкуры.
С приходом на Русь христианства положение дел, конечно, изменилось: старые обряды оказались под запретом, а способность к оборотничеству стали связывать с нечистой силой. Больше всего досталось многострадальным волкам: именно в них чаще всего оборачивались колдуны и ведьмы. Впрочем, ведьмы любили еще превращаться в свиней, сорок, черных кошек и, конечно, лягушек (все мы помним историю о Царевне-лягушке).
Оборотни всеми силами вредили обычным людям: наводили порчу, насылали бедствия и болезни, воровали стада. Характерное отличие «наших» оборотней от условных «западных» — ясность ума: обернувшись зверем, человек сохранял свое, человеческое сознание. А значит, и злые дела творил по собственному почину.
Предания об оборотнях были настолько распространены на Руси, что «перевертышами» считали представителей царского рода. Например, согласно легенде, оборотни-берендеи состояли на службе у князей Юрия Долгорукого и Ярополка. Ведьмой считали Анну Глинскую, бабушку Ивана Грозного, которая якобы в виде птицы вызвала сильный пожар в Москве в 1547 году. Ведьмой-сорокой слыла Марина Мнишек, жена двух Лжедмитриев. А «былички» и «бывальщины» о людях, столкнувшихся с оборотнем, рассказывают кое-где и до сих пор.
А что же на самом деле?
Почему же предания о людях, превращающихся в зверей, настолько многообразны и так живучи? И разве могло такое множество легенд и преданий возникнуть «на пустом месте»? Что же скрывается под мифами об оборотничестве на самом деле?
Психологические причины
Человеческая психология — штука довольно непредсказуемая. Иногда можно увидеть или почувствовать что-то, чего в реальности не существует. Например, если вы были воспитаны на легендах о злых оборотнях, — велика вероятность, что однажды вы «увидите» человековолка. Это случится просто из-за того, что подсознательно вы готовы к встрече с ним, и ни капли не сомневаетесь в существовании «перевертышей». А если вы еще и волхв, регулярно наряжающийся в волчью шкуру и исполняющий особые танцы, вводящие в транс, — что ж, скорее всего, вы и ощущать себя будете волком. А ваши соплеменники при этом будут уверены, что своими глазами видели, как вы превращаетесь в зверя.
Если же ваше воображение не столь сильно развито — на помощь всегда придут вспомогательные средства: зелье из мухоморов или особая мазь из белены и дурмана. Само собой, потому что эти вещества обладают галлюциногенными свойствами.
Болезни: ликантропия, бешенство, гипертрихоз
Еще одно возможное объяснение феномена оборотничества — ликантропия: болезнь, при которой человек начинает ощущать себя животным (чаще всего все тем же многострадальным волком). Ведет он себя при этом соответствующе: воет, нападает, рычит, передвигается на четвереньках. Возникает такое расстройство на фоне серьезных психических патологий, например, шизофрении или маниакально-депрессивного психоза.
Сейчас ликантропию лечат и наблюдают психиатры, а раньше считалось, что это заразное заболевание, которое может передаваться через укус. Так что психическое расстройство легко было спутать с бешенством — смертельным заболеванием, которое передается через слюну зараженного животного. На определенном этапе развития болезни инфицированный человек действительно может начать вести себя подобно зверю: нападать на окружающих, метаться, кусаться и рычать. Кроме того, часто возникают судороги, которые в таком состоянии можно принять за изменения строения тела. Возможно, именно столкновениями с бешенством объясняется легенда о том, что укушенный волколаком человек сам обязательно станет оборотнем.
Наконец, причиной возникновения части легенд об оборотнях мог стать гипертрихоз — редкое генетическое нарушение, при котором все тело человека покрывается шерстью.
Приходится признать, что этих объяснений явно недостаточно для того, чтобы обосновать все многообразие славянских легенд об оборотнях. Чем, например, объяснить превращения людей в птиц, мух, рыб? Это нам только предстоит выяснить.
В оборотней можно верить или не верить, но узнать о них побольше из книги кандидата философских наук Марины Голубевой точно не повредит. Тем более что эта книга очень «родная», с вайбом знакомых с детства сказок и местами даже жутковатая.
По материалам книги «Культ зверя и славянские оборотни»
Заказать: