Помимо возвратов назад еще одной причиной, мешающей вам читать быстрее, становится мысленное произнесение слов. Это явление пока недостаточно изучено, но его суть заключается в том, что люди обычно произносят про себя то, что читают. При этом вы ничего не говорите вслух, но воссоздаете в памяти звучание.
Если вы справитесь с этой привычкой, то научитесь читать быстрее. Предлагаем вам несколько упражнений из книги «Скорочтение».
Бумажная книга Электронная книга
Секрет скорости
Секрет правильной тренировки в том, чтобы читать быстрее, чем вы мысленно способны проговаривать текст, при этом вы все же должны видеть все слова, которые читаете.
Следующее упражнение поможет научиться тренироваться правильно. Вам нужно будет установить несколько постепенно уменьшающихся временных интервалов. Вы начнете с чтения в течение 3 минут, затем сократите время до 2, а потом и до 1 минуты. Лучше всего для выполнения этого упражнения подходит диктофон.
Вам нужно будет просто записать на него фразу: «Готов? Начали!», затем 3-минутную паузу и слово «Стоп». Через несколько секунд снова запишите: «Готов? Начали!», после чего оставьте 2-минутную паузу и т. д. Это упражнение, как и все прочие, можно выполнять при помощи часов с отсчетом секунд.
Упражнение 1
Материалы: любая несложная книга на ваш выбор; устройство для контроля времени.
Цель: научиться видеть более одного слова одновременно.
1. Читайте новый материал в течение 3 минут, используя руку. Сделайте пометку там, где остановились. При желании подсчитайте скорость чтения.
2. Прочтите тот же отрывок снова за 3 минуты. Если вы закончите до того, как время истечет, вернитесь к началу и начните читать отрывок заново.
3. Потренируйтесь в чтении того же отрывка за 2 минуты. Вы обязательно должны дойти до сделанной вами пометки. Возможно, на данном этапе вы не сможете читать каждое слово, но это не важно. Просто передвигайте ваш палец по тексту достаточно быстро, чтобы пройти текст до истечения 2 минут, и позвольте вашим глазам следовать за рукой.
4. Потренируйтесь в чтении этого же отрывка текста за 1 минуту. Помните, что необходимо достичь конца отрывка строго за отведенное время.
Примечание. Читая отрывок текста за 1 минуту, вы делаете это со скоростью в три раза большей, чем в начале упражнения. Это называется тренировка, или тренировочное чтение.
5. Прочтите новый отрывок за 1 минуту, начав с конца того текста, который вы использовали для тренировки. Сделайте пометку там, где закончили чтение, и подсчитайте скорость следующим образом:
а) найдите среднее количество слов в одной строке;
б) подсчитайте общее количество прочитанных строк;
в) умножьте а) на б), чтобы получить количество прочитанных слов в минуту (поскольку вы читали в течение 1 минуты, нет необходимости делить результат в) на количество минут).
6. Вычислив скорость чтения, запишите ее в отчет о прогрессе.
Упражнение 2
Материалы: те же, что и в упражнении № 1. Цель: та же.
1. Прочтите как можно больший отрывок текста с максимально возможной скоростью за 1 минуту. Сделайте пометку там, где остановитесь.
2. Попробуйте прочесть тот же отрывок за 45 секунд. Необходимо достичь сделанной пометки. Если вы закончите чтение до истечения отведенного времени, вернитесь к началу текста и начните заново.
3. Попробуйте прочесть тот же отрывок за 35 секунд.
4. Попробуйте прочесть этот же текст за 25 секунд. Необходимо достичь сделанной пометки и выполнить задание строго за отведенное на него время, поскольку слишком быстрое продвижение тоже может стать проблемой.
5. Прочтите новый отрывок текста за 1 минуту. Сделайте пометку там, где закончите. Рассчитайте скорость чтения и внесите ее в отчет о прогрессе. Вы заметите увеличение скорости чтения после выполнения нескольких упражнений.
Как только вы начнете тренироваться правильно, всегда с легкостью достигая сделанной вами пометки, вы начнете развивать способность воспринимать более одного слова одновременно. Как только это произойдет, скорость чтения естественно и довольно быстро начнет возрастать.
Помните, что чем больше вы помогаете себе рукой, пытаясь продвигаться по тексту как можно быстрее и не теряя при этом его понимания, тем лучше будет ваш результат.
Упражнение 3
Материалы: устройство для контроля времени.
1. Не более чем за 10 секунд определите, сколько раз в приведенном ниже тексте встречается слово «кот» (обязательно используйте палец при чтении!).
Кот сидел на подоконнике, греясь на солнце. Хотя он, казалось, спал, на самом деле одним глазом он все время следил за маленькой бело-голубой птичкой, сидевшей в медной клетке. Пока птичка чирикала веселую песенку, кот наблюдал за ней и выжидал. Наверное, кот думал, что птица может вылететь из клетки, и дожидался, пока маленькая дверца откроется. Что бы ни происходило в голове у кота, он, очевидно, нисколько не сомневался, что рано или поздно поймает птицу. Поведение кота было примером истинного терпения.
Не столь важно, смогли ли вы получить правильный ответ. Важно то, что, поставив перед собой конкретную цель, вы можете читать материал гораздо эффективнее и быстрее и успешно находить то, что вам нужно. Скорее всего, вы сумели определить, что слово «кот» встречается в тексте пять раз (не считая названия).
По материалам книги «Скорочтение».
Обложка статьи: unsplash.com