Духи, злыдни, бесы, упыри, демоны, русалки — в славянской мифологии встречается множество разнообразных демонических сущностей. И поневоле задумаешься: откуда же они взялись? В своей книге «Славянская нечисть» историк Марина Голубева рассматривает три версии происхождения демонов. Какие — рассказываем в статье.
Кто такие бесы
В русском фольклоре и в официальной демонологии понятие «бес» является синонимом слова «демон», только первое — более народное и без налета западноевропейской мистики. Если судить по быличкам и церковным поучениям, то существует множество разновидностей бесов, в том числе домовой и полевой бес, волосатый или лесной (леший), полуденный бес, лихоманки, стрыги, злыдни.
Другое синонимичное название книжных демонов — нечистая сила, или в просторечии нечисть и нечистики. Это понятие имеет церковное происхождение. Однако данный термин сейчас не всеми принимается из-за его откровенно негативной окраски. И если действительно злобных существ (например, упырей и кикимор) можно так назвать, то благообразных домовых и леших, оберегающих лес, язык не поворачивается называть нечистой силой. Но так или иначе это термин широко распространен.
Наряду с нечистью нередко отдельно выделяли нежить, то есть выходцев из мира Смерти, бывших когда-то живыми людьми: упырей, умрунов, русалок, мавок, стрыг, богинок и пришедших из западноевропейского фольклора призраков.
Буер, демон. Из «Адского словаря» Луи Ле Бретона, 1863 г.
При всем многообразии обличий было у бесов и нечто общее: какая-то неправильность в облике, наличие отклонений, вызывающих неприязнь или отвращение. Так, у многих человекообразных демонов имеются рога, хвост, копыта, что делает их наполовину животными. Бесы могут быть хромыми, кривыми, горбатыми, у них длинные кривые зубы, змеиный язык или ноги, похожие на птичьи лапы. У вполне даже симпатичных мавок тело девушки только впереди, а со спины видны все внутренности, а у леших вместо кожи еловая кора. Образы демонов должны были подчеркнуть, что они не только непохожи на людей, но и чужды им.
Демоны в мифах
Дошедших до нас славянских языческих мифов сравнительно немного, и в них не найдешь точного ответа на вопрос о происхождении бесов.
В лесу обитают волки, белки, зайцы, лоси, лесные духи — лесавки, болотники. У леса есть хозяин — леший, у реки хозяин — водяной, а дом оберегает домовой. В соответствии с мифологическим сознанием все это естественные существа, такие же как люди, только наделенные необычными способностями. Например, многие сверхъестественные существа способны изменять свой вид. Так, леший может выглядеть как медведь, водяные духи принимают облик стариков с зеленой бородой, а духи ветра способны превращаться в крылатых существ.
Среди демонов есть слуги богов, особенно темных божеств подземного мира — Нави или Пекельного царства. Ветры, например, — это внуки Стрибога, а огонь в печи — порождение бога огня Сварога. Другие демоны когда-то были людьми, но после смерти превратились в злых существ: навий, мавок, упырей, русалок. Это произошло потому, что те люди умерли неправильной смертью и земля их не приняла или они стали прислужниками темных колдунов.
Таким образом, все демоны появились хоть и разным, но вполне естественным путем, и объяснение их рождения не только вписывается в мифологическое сознание древнего человека, но и не противоречит логике.
Христианская версия
Христианские священнослужители объясняют рождение демонов по-другому, что связано с необходимостью доказать их противоестественность, нечистую суть и враждебность Богу. Согласно официальной церковной версии, дополненной фантазиями простых людей, нечистые духи — это падшие ангелы, предавшие бога, или слуги Сатаны. Бог сбросил их с небес, и они упали на землю. Те, что упали в леса, стали лешими, упавшие в реки и озера — водяными, а упавшие в дома — домовыми.
Старый бес. Рисунок А. С. Пушкина к рукописи «Сказки о попе и работнике его Балде», 1831.
Нежить, то есть разные неупокоенные мертвецы, упыри, русалки, когда-то были людьми, либо в чем-то сильно согрешившими (самоубийцы, опийцы, лиходеи), либо похороненными не по христианскому обряду. Они должны были попасть в ад, но по какой-то причине задержались на земле. Чаще всего в этом винили злых колдунов, совершивших особый ритуал. Это объяснение подтверждает и иллюстрирует центральную идею народного православия — противостояния Бога и Сатаны.
Согласно науке
Научная версия рассматривает демонов как неотъемлемую часть системы мифологических персонажей и связывает представления о них с двумя видами древнейших верований.
Во-первых, с анимизмом — убеждением, что все в мире обладает душой, разумом и свободой воли. В глубокой древности люди не разделяли мир на одушевленное и неодушевленное. Все, даже неживые, объекты (деревья, реки, горы, дома) представлялись наделенными душой. К тому же существовали и независимые от материальных тел духи, которые тоже обладали собственным разумом и сверхъестественной силой, могли помочь человеку или навредить ему.
Именно поэтому огонь в печи мог обидеться и наказать обидчика. Дух болезни можно было изгнать или обмануть, прочитав заклинание, а ветер — закликать или прогнать: он послушается ведающего человека, сказавшего нужные слова. Вот эта всеобщая одушевленность и стала основой представлений о духах — особых сверхъестественных существах, которых мы сейчас называем демонами, бесами или нечистой силой.
Второй фактор, оказавший влияние на формирование представлений о демонах, — это культ предков, почитание духов умерших сородичей. Вера в независимость души, способной существовать отдельно от тела и влиять на мир живых, привела к появлению представлений о разных сущностях, в которых обитали души когда-то живых людей. Но смерть и невозможность покинуть земной мир превратили их в злобных монстров. Однако от такой участи избавлены те предки, о которых родичи заботятся: совершают должные обряды, ставят ритуальную пищу на могилах, приглашают за семейный стол. Такие души становятся «дедами», оберегающими благополучие своих потомков.
Поминальный ужин. «Деды, прадеды, приходите к нам!» Иллюстрированный еженедельник № 44. Варшава, 1904.
С душами умерших довольно часто (особенно в эпоху христианства) связывали появление разных сверхъестественных существ. Относительно доброжелательных домовых нередко считали воплощением душ предков, а навей представляли душами чужих, враждебных покойников.
Интересно, что все три версии имеют много общего и дают нам представление о причинах, породивших демонологию, в том числе славянскую. А огромное разнообразие фантастических и часто жутких существ делает демонологию интересной сферой для изучения. В книге «Славянская нечисть» вы узнаете еще больше о сверхъестественном в мифологии славян.
Заказать книгу
Обложка статьи: Freepik