Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Курсы
Мифы о писательстве. Отрывок из вебинара к курсу «Как создается проза»
17 июня 990 просмотров

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

3 июля стартует курс-вдохновение «Как создается проза», где будем писать свои произведения на виртуальной «писательской даче». Перед запуском курса трое экспертов провели вебинар, где рассказали, почему нам хочется творить, что нужно знать, чтобы стать писателем, и как организовать работу над текстом.

Принесли отрывок лекции, где автор бестселлеров Наталья Способина развенчивает мифы о писательстве и рассказывает, чему можно научиться для работы над художественным текстом. Наталья выступит экспертом на курсе, где проведет уроки по созданию запоминающегося героя.



Курс Как создается проза

Стоящие вещи пишутся только по вдохновению?

Вдохновение, безусловно, нужно. Оно подталкивает нас к работе. Вдохновение встречается везде: вы можете увидеть красивое проплывающее облако, услышать чей-то разговор, прочитать статью или даже простую заметку. Все это может позже превратиться в историю. То есть вдохновение дает импульс, когда нам хочется о чем-то рассказать. Но одного импульса недостаточно.

Работа над романом занимает, как правило, от шести месяцев до нескольких лет. Например, Михаил Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» 12 лет. У этого процесса есть несколько этапов: составление плана, непосредственный процесс написания, перечитывание, авторская редактура (которую, как ремонт, можно только остановить, но не закончить). Многие отчасти идеализируют профессию писателя, романтизируют ее. Но на самом деле — это работа, которую вы просто делаете. И никто не сможет сделать ее за вас.

Работа над книгой — это процесс, который на одном вдохновении никак не пройдешь.

Писатель должен много читать и иметь 100% грамотность?

Идеальной грамотности не существует, а проблемы с ней можно исправить работой редактора или корректора. Например, если писатель работает с издательством, то после авторской редактуры отправляет текст редактору, дальше может быть сделана литературная редактура, корректура (и даже не одна). То есть решить проблему с грамотностью можно проверенными способами.

А вот отсутствие начитанности нельзя исправить ничем. Что же чтение дает писателю?

1. Пассивное знание о структуре произведения. Например, когда я двадцать лет назад писала свой первый текст, то ничего не знала про завязку, экспозицию, кульминацию. И если бы кто-то попросил меня найти все это в моем собственном тексте, я бы не смога. Но при этом моя история была написана четко по структуре, потому что я много читаю с детства. То есть мы можем не разбираться в тонкостях писательства, но, читая книги, улавливаем их интуитивно, например чувствуем нагнетание, грядущее событие. Все эти витки и арки характерны не только для книг, но и для драматургии, фильмов. Они строятся по одним законам.

2. Чтение расширяет словарный запас. Особенно это важно, когда вы пишете в разных жанрах. Работа с издательством напоминает машину времени, когда у вас в процессе несколько книг. Например, я одновременно писала современную прозу и фэнтези со славянской стилистикой — это два совершенно разных текста. Важно понимать, что язык вводит читателя в вашу историю.

Только чтением и практикой можно набрать словарный запас.

3. Помогает выработать свой стиль. Как бы это странно ни звучало, но вы будете неосознанно подражать тем, кто вам нравится. Постепенно это уйдет, и у вас останется собственный стиль, в который вы что-то возьмете из одного источника, что-то — из другого, а про какие-то приемы поймете, что точно не станете использовать.

4. И главное — чтение дает понимание, как делать нужно и не нужно. Потому что книги бывают разные. Например, иногда вы читаете и видите, что герои картонные, сюжет поехал, логика потерялась. Вы понимаете, что так делать не надо — это хорошая практика. И наоборот, когда вам что-то нравится, например вызывает мурашки по коже, слезы от сцены, рассмешило вас, вы можете остановиться и попытаться проанализировать, что вас так зацепило. Какая-то техника? Может, вы какую-то эмоцию проживаете? Все это хорошие практики и упражнения.

Чему можно научиться?

Давайте теперь разберем, чему конкретно можно научиться, например, на писательских курсах или в литературном институте.

№ 1. Формулировать идею произведения

Каждый писатель должен иметь ответ на вопрос — о чем его книга. Что он хочет сказать? В какую точку должен прийти его герой? Как он должен вырасти или, наоборот, деградировать (отрицательная арка героя)? Вы должны понимать, что хотите донести. Этот навык поможет не только в работе над текстом. Например, если вы будете отправлять рукопись в издательство, вас попросят написать синопсис — это краткое изложение вашей книги. С вами будут обсуждать аннотацию, и вы должны будете ответить — о чем ваша книга. Хорошая тренировка — попробовать за 2,5 минуты это рассказать.

№ 2. Создавать жизнеспособный мир

Этому можно однозначно научиться. Потому что любой мир живет по строгим правилам: фэнтези, фантастика, антиутопия — у каждой вселенной существуют четкие законы. Религия, политика, география, социальные институты, взаимоотношения — это все можно написать, зная определенные механизмы, методы и алгоритмы. Если вы понимаете, как все должно выглядеть, вы всегда сможете это создать.

№ 3. Создавать не картонных героев

Герои бывают картонные: читаете, но вам неинтересно, что с ними произойдет. А порой сама история может быть не очень захватывающей, но герои настолько колоритные, что вы сидите с книгой. Я, кстати, очень люблю отзывы в стиле «мне все равно, что там будет дальше, я просто не хочу расставаться с этим героем». На курсе «Как создается проза» мы будем как раз создавать героя с теми, кто попадет ко мне на воркшоп. И у нас будет все по-честному: определим отправную точку, без всяких заготовок, по вашим идеям. И наш герой двинется из этой точки, а мы вместе с ним пройдем по всему пути. И когда дойдем до финала, посмотрим, что же стало с героем: изменился ли он, как он себя чувствует, хотел ли вообще сюда прийти.

№ 4. Создавать конфликт

Без него не обходится ни одна история. Конфликт — это то, что двигает сюжет, что помогает раскрыться характеру нашего героя.

№ 5. Следовать структуре произведения

Например, в экспозиции мы просто знакомимся, в завязке начинается конфликт, в кульминации — уже накал страстей. И если вы знаете структуру, то сможете, просто сверяясь с алгоритмом, понимать, все ли у меня на своих местах.

№ 6. Самодисциплина

Как я уже сказала, писательство — это работа. И когда у вас есть дедлайн и дружная компания, с которой вы идете рука об руку, писать гораздо легче.

Что еще важно делать творческому человеку

Во-первых, нужно иметь возможность обсудить свою историю — и не только с близким кругом людей. Близкие поддержат вас психологически, а вот обсуждение в творческом коллективе — это разговор другого рода. Вам могут задать вопрос, который поможет в продвижении истории, но главное — увидеть ее сильные и слабые стороны. Здесь есть важный момент: если вы не готовы работать над своей книгой, я не могу сказать, что она будет плохая, но она будет хуже, чем могла бы быть. Когда человек, разбирающийся и желающий увидеть вашу историю, говорит вам, как можно сделать лучше, — к этому стоит прислушиваться.

Во-вторых, важно понять, что нет ничего невозможного. Любой роман может быть завершен. Особенно, если вы в какой-то момент в ступоре и не знаете, что делать.

В третьих, уметь преодолевать кризисы. Они случаются, к сожалению. И здесь тоже помогает работа в команде, в группе. У нас есть, например, общий чат авторов МИФа, куда мы периодически ходим друг к другу. Получить поддержку от единомышленников — это очень важно.

В этой статье опубликовали отрывок вебинара, проходившего в рамках курса «Как создается проза». На курсе будем творить целых 11 недель — с наставниками и авторами. Пройдем путь от посева (идеи) до цветущего сада (готового произведения). А семь историй опубликуем в Литературном журнале МИФа. Старт уже 3 июля. Заходите, чтобы узнать больше→

Обложка статьи: Freepik

Рубрика
Курсы
Похожие статьи