Умение общаться во многом определяет, насколько вы счастливы. Эффективная коммуникация — залог долгой дружбы, прочного положения на работе, уважения и доверия детей, удовлетворения любых потребностей. Но как развить этот навык? Принесли отрывок из книги «Как сказать», которая поможет разобраться в теме.
***
Вы в гостях. Кто-то рассказывает анекдоты, кто-то жалуется на жизнь, кто-то хвастается недавним повышением. Все хотят поговорить, поделиться новостями. И тут вам кажется, что никто никого не слушает. Взгляды у всех блуждают, как будто они репетируют свою речь и втайне сговорились: «Я тебя выслушаю, если ты меня выслушаешь».
Слушание — важный навык для построения и поддержания отношений. К хорошему слушателю все тянутся. Друзья доверяют ему свои секреты, их отношения укрепляются. Ему проще добиться успеха, поскольку он слышит и понимает, чего хочет собеседник, что его тревожит и что раздражает. Ему везет, ведь люди его ценят и ищут общения с ним.
С человеком, который не умеет слушать, скучно. Ему никто, кроме него самого, не интересен. Потенциальных друзей и партнеров отпугивает месседж: «Меня не волнует, что ты говоришь». Поэтому люди без навыков слушания часто одиноки. К сожалению, причина им обычно непонятна. Они меняют прически, одежду, шутки и темы разговора, но проблема остается: собеседникам кажется, что их не слушают.
Не слушать опасно! Вы упускаете важную информацию, не видите надвигающихся проблем. Не понимая чужих мотивов, вы пытаетесь их угадать, хотя надо было лишь прислушаться к человеку.
Слушание — обязательство и в то же время комплимент. Вы пытаетесь влезть в чужую шкуру, понять чувства и мировоззрение собеседника, забыв о собственных предрассудках и убеждениях, тревогах и интересах. Тем самым вы как будто говорите человеку: «Меня волнует то, что с тобой происходит. Твои жизнь и переживания важны для меня». На такой комплимент обычно реагируют симпатией и начинают ценить вас.
По-настоящему слушать — не просто сидеть молча, пока другой говорит, а пытаться понять собеседника, получать удовольствие от общения, узнавать что-нибудь или оказывать помощь. Псевдослушание — это имитация, когда человек не слышит, что ему говорят, а вместо этого:
— притворяется, что ему интересно, чтобы понравиться собеседнику;
— выясняет, нет ли опасности потерять расположение;
— интересуется чем-то одним, а остальное пропускает мимо ушей;
— готовится сказать что-то свое;
— делает вид, что слушает, чтобы потом высказаться самому;
— ищет компромат, чтобы потом им воспользоваться;
— высматривает слабые аргументы, готовясь пойти в контратаку и оказаться правым;
— проверяет реакцию собеседника, чтобы убедиться, что произвел желаемый эффект;
— хочет выглядеть хорошим, чтобы никого не обидеть.
Порой все мы слушаем вполуха. С помощью таблицы ниже проанализируйте, насколько внимательно вы слушаете близких. Оцените процент настоящего слушания.
Для анализа заполненной таблицы ответьте на такие вопросы.
— Кого вы слушаете внимательнее всех?
— Кого вы слушаете невнимательно?
— Какие черты людей упрощают и усложняют вам слушание?
— Скольких человек вы хотели бы слушать внимательнее?
Выберите одного человека, которого понимаете лучше других. Посвятите один день настоящему слушанию. После каждого контакта проверяйте себя: пытались ли вы понять собеседника, получить удовольствие от общения, узнать что-то или помочь? Если слушали невнимательно, задумайтесь, какие свои потребности удовлетворяли. Привычки формируются быстро. Всего через неделю тренировок вы повысите качество слушания и по умолчанию начнете слушать внимательно.
Отрывок из книги «Как сказать»
Обложка поста — freepik.com
Заказать: МИФ