Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
«Язык — это такая же часть вас, как рука или нога». Интервью с победительницей «ЦЕХа» Анастасией Шадриной
19 марта 821 просмотр

Мария Русакова
Мария Русакова

Совсем скоро в МИФе стартует курс «Великий и могучий». Практикум ведет Анастасия Шадрина — кандидат филологических наук, преподаватель, репетитор с 15-летним опытом. Автор бестселлера «Кто боится сложностей русского языка?», который, кстати, она издала после курса «ЦЕХ». Поговорили с Анастасией о великом, могучем, любимом и прекрасном русском языке, а еще об исполнении мечты и писательских привычках.



Курс Цех №5

— Анастасия, расскажите о себе: кто вы по профессии, кем работаете?

— Я закончила филологический факультет во всех возможных вариациях: и специалитет, и магистратуру, и аспирантуру, плюс защитила кандидатскую диссертацию. Поэтому можно сказать, что у меня несколько профессий. Я преподаватель русского языка и литературы — это одно. Я ученый, который занимался психолингвистикой и вопросами билингвизма — это второе. И я писатель — это третье.

Фото из личного архива Анастасии Шадриной

— Любовь к слову идет из детства? Как вы стали филологом?

— Я всегда любила читать и, наверное, поэтому пошла на филологический факультет. Правда, в процессе я поняла, что мне гораздо интереснее просто читать книги, чем разбираться в том, что хотел сказать автор. Зато именно на филфаке я по уши влюбилась в лингвистику, очаровалась тем, как логично и волшебно устроены языки, и решила, что это как раз то, чем я хотела бы заниматься.

— Почему вы решили пойти на курс ЦЕХ?

— На ЦЕХ меня отправил муж. Он знал, что я давно раздумываю над тем, чтобы написать свою книгу, и предложил подарить мне этот курс. Я прочитала программу, пришла в восторг и с удовольствием приняла этот подарок.

— Книга «Кто боится сложностей русского языка?» стала бестселлером. Как появилась идея, почему вы решили писать именно об этом?

— За время работы репетитором я накопила много практической информации, которой хотелось поделиться: всякие приемы для запоминания, удобные схемы и интересные истории про русский язык. Очень хотелось собрать это все вместе и оформить так, чтобы этими наработками было удобно пользоваться. К тому же по опыту работы со своими учениками я знала, как сильно не хватает книги, в которой все важные правила были бы изложены максимально простым и понятным языком.

Материал для книги — это мой многолетний опыт работы. Именно поэтому правила даны там не просто в виде сухого текста, а в форме понятных объяснений, которые я сотни раз проговаривала своим ученикам.

Фото из личного архива Анастасии Шадриной

— Вы пришли на курс с идеей для будущей книги или с готовой рукописью? Как менялся текст во время и после обучения?

— На входе была идея книги и материал в виде разрозненных статей. Одно время я вела блог, посвященный современному русскому языку, и посты, которые я писала туда, легли в основу некоторых глав книги.

Во время обучения я не писала в книгу ничего, я только набирала информацию о том, как лучше выстраивать структуру, о том, как работать с текстом и каким образом его редактировать, а после обучения я села за ноутбук, за достаточно короткий срок собрала все свои наработки в рукопись и отправила ее на конкурс. Курс дал мне уверенную мотивацию: если бы не «ЦЕХ», не факт, что эта книга вообще бы появилась. Скорее всего она бы так и осталась на уровне идеи.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать автор нон-фикшн-литературы?

— В первую очередь автор нон-фикшн-литературы должен разбираться в той теме, о которой он пишет. А второе важное качество — уметь интересно и живо рассказывать об этом читателю, который не специалист в этом вопросе, но хотел бы его изучить. Ну и, конечно, фактчекинг: автору нон-фикшн нужно уметь работать с информацией, проверять и перепроверять ее, а не верить первой попавшейся ссылке.

— Расскажите о том, как шла работа над книгой: что было самым сложным? А что наоборот давалось легко?

—Самое сложное в работе было то, что у меня было ограничено время. Но с другой стороны, это позволило мне очень эффективно работать, не отвлекаясь ни на что. Я не могу посоветовать всем писателям работать в таком формате: это все-таки достаточно выматывающе, плюс требует того, чтобы весь материал для книги у вас уже был под рукой. Но конкретно в моем случае этот метод сработал.

— В чем для вас ценность работы с издательством? Какие блоки программы были наиболее полезными?

—Самое ценное в работе с издательством — это то, что твой текст попадает в бережные руки настоящих специалистов и становится из рукописи — книгой.

Мне сейчас уже сложно вспомнить, какие именно блоки в курсе меня особенно впечатлили: прошло время, и я уже не могу разделить эту информацию на какие-то фрагменты, потому что она давно усвоилась. Я бы сказала, что весь курс в целом заряжает тебя на писательство и дает все необходимое для старта.



Посмотреть программу курса→

— Расскажите о ваших писательских привычках?

— Моя главная писательская привычка — это регулярно писать определенный объем текста. Еще одна из привычек — это отслеживать коллег, пишущих в схожих жанрах, чтобы быть в курсе того, что сейчас происходит.

— Как справляетесь с писательским блоком? Дайте советы новичкам.

— Когда мне сложно сесть и начать писать, то очень помогает таймер. Я завожу его на сорок минут и обещаю себе, что как только пропищит сигнал, я встану из-за ноутбука и закончу работу. Но эти сорок минут обязательно нужно писать, даже если это будет не совсем то, что нужно. Такая безответственность «пишу, что хочу» и одновременно ограниченность во времени дают определенную свободу, и в итоге часто получается, что за эти сорок минут пишется хороший текст, который потом идет в работу.

Фото из личного архива Анастасии Шадриной

— Совсем скоро — старт практикума «Великий и могучий». Как пришла идея для полноценного курса?

— Практикум возник из наблюдений за тем, как люди пишут свои тексты в сети, и из желания помочь им справиться с наиболее распространенными ошибками. Если моя книга — это в основном теоретические знания, то здесь мы применим эти знания на практике и уделим внимание не только исправлению ошибок, но и тому, как написать текст так, чтобы его захотелось дочитать.

— Зачем взрослым (снова) учить русский язык?

— Мне не нравится слово «учить», оно сразу наводит на мысли о школе и о бесконечных правилах. Мне больше нравится слово «практиковаться», ведь использование языка — это навык, причем мы все им обладаем, потому что пишем и говорим на русском языке. Но не всегда этот навык развит в нужной степени, и если мы хотим, чтобы нас лучше понимали, чтобы наши тексты охотно читали, то нужно работать над собой.

Я бы сравнила это с вождением: если машина нужна только для того, чтобы доехать от дома до супермаркета и обратно, то вам будет достаточно тех навыков вождения, которые вы получили в автошколе. А если вы хотите, допустим, заняться гонками или водить в экстремальных условиях, то нужна будет дополнительная практика. Так и с языком.

— Почему некоторые правила никак не запоминаются?

— В русском языке есть правила, в которых сложно найти логику, а есть такие, которые очень разветвлены и запутаны, типа правописания Н и НН. Такие вещи действительно сложно запоминаются, и здесь путь только один: понять алгоритм этого правила и много-много раз его практиковать.

— Как влюбиться в родной язык?

—Перестать видеть в языке тот скучный учебник с правилами орфографии и пунктуации, который у вас был с первого по одиннадцатый класс. Понять, что язык — это такая же часть вас, как рука или нога. Это часть вашей личности, и вы им пользуетесь каждый день: читаете на нем мемы и шутите с друзьями, признаетесь в любви близким и отдаете распоряжения на работе. Так что полюбить родной язык — это как полюбить себя. Потому что он и есть вы.

— Популярный вопрос, его часто задают подростки: «Зачем учиться, если Word и Google Docs исправит ситуацию»?

— Текстовые редакторы очень полезны, но они исправляют только орфографические ошибки и изредка пунктуационные. А кроме орфографии и пунктуации, у нас есть еще грамматика и лексика. Никакой текстовый редактор вам не скажет, к примеру, что у вас в предложении нарушена лексическая сочетаемость и эти слова друг к другу не подходят. Допустим, нельзя сказать «повышать кругозор», потому что кругозор мы расширяем, а не повышаем. Вот такого плана ошибки никто, кроме вас самих, не исправит, а еще никто за вас не выберет самое точное слово и не выстроит предложение так, чтобы оно легко читалось. Это очень хорошо, что мы можем подстраховать себя встроенными проверками орфографии — это здорово и лишним никогда не будет, но всю работу за вас текстовые редакторы не сделают.

— Можно ли раз и навсегда выучить язык?

— Невозможно. Так же, как и невозможно стать абсолютным специалистом в любой сфере. Всегда есть то, чего мы не знаем. А в случае языка ситуация усложняется еще тем, что он каждую секунду меняется. Но я не вижу в этом ничего страшного, скорее наоборот. Это ведь ужасно интересно: следить за тем, как развивается язык, и развиваться вместе с ним.

Обложка поста — фото из личного архива Анастасии Шадриной

Похожие статьи