Спешим рассказать о книге, которая вот-вот увидит свет. Она называется «Великие сожженные» и повествует об истории судебных процессов: над тамплиерами, святой Жанной, Джироламо Савонаролой, Яном Гусом. Как выглядел суд Средневековья? Чем особенна юриспруденция того времени? Кого и за что приговаривали к смерти на костре и только ли этим занималась инквизиция?
Изучая события прошлого, мы лучше понимаем наших предков: их желания, мотивы и особенности жизни. И, конечно, больше узнаем о себе.
Лекторий Великие сожженные
Слово автору
Игорь Лужецкий — историк, педагог, блогер, куратор проектов Выборгского объединенного музея-заповедника.
«Мне нравится изучать Средневековье и биографии героев этого времени. Но биографии почти всегда заканчиваются на самом интересном месте. Вот Жанна д’Арк: сражалась за свободу, попала в плен, осуждена, сожжена. А как ее судили? По каким законам? Кто конкретно ее судил? Была ли у нее возможность спастись? Вообще, как в ту эпоху происходил суд? То же самое — дело тамплиеров: Филипп IV хочет одно, папа Климент V — другое…
Эти юридические каузальности меня безусловно заинтересовали, потому что в них раскрывается характер и дух эпохи. Что человек считает справедливым? Что считает аргументом? Как это всё оформлялось? Почему приговоры именно такие и что вообще по сути означало сожжение?»
Из книги
Согласно средневековым представлениям, общество есть тело. Грехи его членов — болезни тела. Всякий грех, а преступление есть грех (не всякий грех есть преступление, но всякое преступление есть грех), нарушает Божий мир, ранит тело общества. И эта рана должна быть залечена, иначе болезнь распространится и все погибнет.
И тут два пути: выжечь каленым железом или привести преступника к пониманию того, что он преступник. В акте покаяния преступник должен публично согласиться со своими судьями в справедливости налагаемого на него взыскания. Он должен публично исповедать свое единомыслие по этическим вопросам с судьями и обществом, от имени которого они судят. И через это вернуться в общество.
Иллюстрация из книги
Важная деталь: в акте публичного покаяния он символически умирал, умирал как грешник. Он облачался во власяницу, которая символизировала саван, ему, как казнимому, надевали на шею веревку, он ложился на церковный пол, как кладут отпеваемого и так далее. Он даже мог, как казнимый, проливать кровь.
И потом, после разрешительной молитвы, он символически воскресал, облачался в свое платье, а вместе с ним возвращал себе знаки своего социального статуса, вновь становясь членом общества.
Иллюстрация из книги
То есть приговоренный умирал в обоих случаях. Только в одном случае ему давали право принести покаяние и через это покаяние — возможность воскреснуть, а в другом случае — признавая его гангренозной частью общественного тела — его от него буквально отсекали.
Что есть покаяние в смысле действия? Покаяние есть акт говорения истины. Врать — грешно само по себе, а врать на исповеди — грех сугубый. Кающийся грешник публично демонстрировал такую способность здорового члена общества, как способность к истине.
***
А пока готовится книга, заходите в блог автора, там много интересного.