В МИФе прошли встречи литературной мастерской «До встречи в книжном». Авторы бестселлеров рассказали, в чем секрет популярности YA-историй и кто их читатели, как ввести героя в сюжет, не попасть в ловушку штампов и не «убить» книгу второстепенными персонажами. Принесли секреты удержания внимания от Эл Моргот, автора серии «Злодейский путь!..».
P.S. Приглашаем стать частью большого творческого комьюнити «ЦЕХ». Эксперты, в числе которых Эл Моргот, помогут воплотить мечту — издать книгу, а промокод BLOG даст скидку −30%.
Что такое «крючок»?
Понятие «крючки» относится к приемам и элементам, которые цепляют внимание читателя. Это могут быть: неожиданные повороты, нагнетания, нависшая опасность, тайны загадки, интересные персонажи — разные элементы, которые способны удерживать интерес.
Крючки в сюжете не просто делают произведение более увлекательным, часто они буквально зарождают интерес читателя и побуждают его открывать страницу за страницей.
Сюжет под контролем
Умело расставленные по тексту крючки пробуждают воображение и чувство предвкушения от раскрытия тайны. Они должны непременно раскрываться постепенно и порционно, а персонажи должны за эти секреты побороться.
Чем больше труда вложено в поиск информации или решение опасной безвыходной ситуации, тем больше это значит для персонажа. А следовательно — больше удовлетворения читатель получит от момента раскрытия истины или нахождения решений.
Цепляющие элементы могут быть совершенно разными: от глобальной интриги всей книги до легкой беспокоящей несостыковкой в показаниях разных персонажей. Чтобы удерживать внимание читателей, в каждом ответе должен содержаться новый вопрос.
Место для крючка в тексте
Крючки можно разделить по месту расположения в тексте — в начале, в конце или внутри эпизода.
Холодное открытие
Прием, в котором перед началом повествования вставляется динамичный, драматический эпизод из кульминации, финального акта или набор флешбэков. Читатель не подготовлен: его сразу погружают в динамичную сцену, в которую участвуют персонажи, которые еще не были ему представлены.
В этой части нужно увлечь, заразить, «внести» максимум ожиданий, не рассказывая содержание напрямую. Читатель должен предполагать, надеяться, что его ожидания оправдаются, но быть в этом не до конца уверенным.
К примеру, герой стреляет во врага, а затем начинается первая глава, где нам демонстрируют совершенно безобидного главного персонажа. Что же произошло в жизни этого человека, что заставило его совершить такой поступок?
Клиффхэнгер
Прием, в котором повествование обрывается на драматичном событии, оставляя развязку в следующем эпизоде. Мы буквально заставляем героя «повиснуть над пропастью» и уходим… До новых встреч в следующей главе.
Виды крючков
Писательские зацепки можно разделить на четыре вида:
- Препятствие
- Угроза
- Загадка
- Новость
Препятствие — то, что стоит между персонажем и достижением им какой-то цели. Оно не должно иметь очевидного способа преодоления (должна быть интрига): нужно показать, что стоит на кону. Секрет от Эл Моргот: качественный антагонист поможет в генерации препятствий.
Угрозы бывают разные: угроза смерти, разрушения отношений, профессионального провала, угроза достоинству, жизням близких, социуму, всему миру. Чтобы этот вид сработал, герой должен находиться в опасной ситуации, развитие которой заставляет его искать выход.
Загадка — свобода для экспериментов. От интриги всей книги до недосказанности.
Новость — крючок, который связывает эпизоды; обычно следует после преодоления препятствия или угрозы, когда, казалось бы, можно расслабиться.
По материалам курса «До встречи в книжном»