Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Рисуем руки, свет и тень: 5 советов для тех, кто любит акварель
1 февраля 1 380 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Как рисовать руки? Каким образом передать игру света и тени? И что делать с черным цветом? Разбираемся с книгой «Персонажи в зеркале времени: техники рисования в стиле аниме-реализма» и отвечаем на насущные вопросы художника.

Черный цвет

С черным цветом всегда трудно разобраться. Во-первых, из-за своих свойств черная краска, смешиваясь с пигментами других красок, снижает их чистоту и делает их темнее, или, как часто говорят, «грязными». Кроме того, черную акварель невозможно перекрыть светлыми цветами. Во-вторых, поскольку черный — самый мрачный цвет, чрезмерное его использование может создать гнетущую атмосферу.

В живописи черный цвет не является «неприкасаемым», его использование в правильных пропорциях может придать картине баланс. Возьмем для примера классическую английскую картину Джона Эверетта Милле «Мариана», написанную в 1851 году. Осенние листья, разбросанные по земле, символизируют течение времени. Мариана откладывает вышивку и поднимается, чтобы потянуться. Художник нарисовал эту сцену, вдохновившись окнами часовни Мертон-колледжа в Оксфорде, а орнамент на стекле — его собственная выдумка. Картина разделена на светлую и темную зоны, с подсветкой синего бархатного платья Марианы и темным интерьером, что создает эффект света от окна.

Другая картина — Поля Делароша «Казнь Джейн Грей», хранящаяся в Национальной галерее. На ней изображена леди Джейн Грей, правнучка Генриха VII Английского. После смерти Эдуарда VI она была назначена королевой Англии, но процарствовала всего девять дней (отсюда и прозвище «королева на девять дней»), после чего была свергнута и заключена в лондонский Тауэр.

На картине изображена леди Джейн Грей в белом одеянии, остальные фигуры окутаны тусклым светом. Это реальное историческое событие произошло не под открытым небом, а в помещении. Темнота используется в качестве декорации для происходящего, передавая отчаяние главной героини и придавая картине убедительности.

Большие участки черного часто используются в качестве основного фонового цвета в классических композициях масляной живописи, а белый берут, чтобы создать ощущение света или отметить визуальный центр картины. Контраст между светлым и темным может обозначить расстояние и отношения между объектами на картине. Акварелисты тоже могут заимствовать техники применения черного или темных оттенков из классической масляной живописи, чтобы придать картине гармонии и уравновешенности.

Игра света и тени

Контраст света и тени может усилить эффект от картины и создать ощущение, будто источник света, находящийся вне бумаги, направлен на изображенный объект. Мастера живописи часто используют разные оттенки, чтобы усилить спектр градиентных цветов для достижения нужного эффекта. Один из признаков высокого мастерства — умение воплотить тоновый контраст. Правильный контраст света и тени не только создает визуальный эффект, похожий на реальное освещение, но и делает объект объемным.

Испанский художник Хоакин Соролья-и-Бастида — известный мастер по работе со светом и тенью. Он работал в стиле импрессионизма, изображая важные моменты повседневной жизни людей, в основном вдохновляясь природной красотой его родной Валенсии, например золотыми песками и ослепительным светом моря. Пример работы с сильными контрастами света и тени, яркими цветами и спонтанными мазками — картина «Шитье паруса», законченная в 1896 году. Она демонстрирует умение художника видеть свет и тень и работать с теплыми и холодными тонами; в итоге создается ощущение, будто герои готовы сойти с полотна.

Текстура кожи

Обучаясь реалистичной иллюстрации, художнику важно детально рассматривать текстуру предмета, чтобы уловить ее особенности. Под текстурой в данном контексте понимается не только характер и особенности тканей, какого-либо реквизита, но и лица и тела изображаемых героев.

На протяжении всей истории разные мастера писали портреты людей в разных стилях и с разной текстурой кожи. Возьмем, например картину «Астроном Никола Кратцер» кисти Ганса Гольбейна-младшего, написанную в 1528 году, и «Видение Иезекииля» Рафаэля, законченную в 1518 году. Ганс Гольбейн-младший писал кожу тонкой и гладкой, а фигура на полотне Рафаэля полна силы и красоты. Далее мы поговорим о том, как с помощью акварели передать особенности кожи изображаемых героев.

Базовый цвет кожи получается, если ввести небольшое количество желтого в оранжевый: к теплым тонам кожи можно добавить немного оранжевого, а к холодным — немного голубого. Ниже приведены соотношения тонов для различных оттенков кожи.

Руки

Нарисовать красивую руку непросто. При этом тонкая, нежная рука — важный элемент реалистичной живописи. Рассмотрим, например, картину последнего из прерафаэлитов Джона Уильяма Уотерхауса «Душа розы», завершенную художником в 1908 году. Она была вдохновлена литературными произведениями Альфреда Рода Теннисона. Как и на многих других полотнах прерафаэлитов, в этой картине транслируется связь между красотой природы и женским телом. В работе Уотерхауса пальцы женщины кажутся теплыми и блестящими, каждый сустав имеет бледный оранжево-розовый цвет, который гармонирует с розами на заднем плане.

Кисть руки состоит из восьми запястных костей, пяти пястных и четырнадцати костей пальцев. Поскольку многие кости неподвижны, можно упростить базовую форму руки, запомнив только ладонь и суставы пальцев. Начинающим художникам проще всего сначала наметить ладонь в виде перевернутой трапеции, а затем добавить пальцы.

Неправильно рисовать пальцы по одному, потому что так легко исказить общую форму руки. Четыре пальца, исключая большой, следует рассматривать как единое целое, сложенное над ладонью в виде веера, где пальцы — костяшки веера. При этом длина среднего пальца примерно равна длине ладони.

Как видно из приведенной схемы, линии, соединяющие костяшки пальцев, скорее изогнутые, чем прямые. Хотя мы сравниваем пальцы с костяшками веера, они не должны быть жесткими. На многих классических картинах пальцы слегка сгруппированы по направлению к среднему, что делает их более реалистичными.

Акварель должна подчеркнуть анатомическое строение руки и текстуру кожи. На рисунке справа ниже показано, как изобразить тыльную сторону кисти и ладонь. Для этого важно обозначить суставы пальцев, ближайшие к зрителю. Необязательно детализировать каждый сустав пальца, достаточно выделить наиболее заметные, а остальные можно слегка расфокусировать. Это не только визуально объединяет кисть, но и отражает перспективные отношения между ее передней и задней частями.

Металлические предмет

В реалистичной иллюстрации изображение текстуры различных предметов — важный прием, усиливающий ощущение многослойности картины. Взгляните на «Натюрморт с рогом для вина гильдии стрелков святого Себастьяна, лобстером и бокалами» Виллема Кальфа из коллекции Британской национальной галереи. Он кажется ярким и очень реалистичным: пестрый панцирь лобстера, мерцание лимона, складки ткани на столе демонстрируют мастерство художника в использовании цвета для передачи текстуры различных предметов, игры света и тени.

Умение изображать различные текстуры — важный показатель мастерства художника. Далее мы разберем два примера, объясняющие, как рисовать металлические предметы.

Отрывок из книги «Персонажи в зеркале времени: техники рисования в стиле аниме-реализма»

Купить: МИФ / Ozon / Читай-город

Обложка: freepik

Похожие статьи