«Процесс обучения живописи можно сравнить с путешествием: у художника непременно возникает ощущение, что рисование „освежает“ взор и „зажигает“ душу».
Выбрали фрагмент из книги «Персонажи в зеркале времени: техники рисования в стиле аниме-реализма» — о том, как научиться рисовать голову, глаза, губы и нос. Книга посвящена созданию ретро-иллюстраций в узнаваемой азиатской стилистике.
Голова
Существует много способов нарисовать голову. Ниже — схема того, как американский иллюстратор Эндрю Лумис рисовал голову. Разумеется, не нужно просто заимствовать метод Лумиса, иллюстрация приведена, скорее, как ориентир.
1. Голову для удобства мы поделим на две зоны: черепную коробку и челюсть. Боковые части головы, где располагаются уши, относительно плоские, поэтому можно провести прямые линии по обе стороны. Далее поделим круг — проекцию шара — на шесть частей и нарисуем еще один меньший круг размером средних четырех частей. В центре этого круга нарисуем крест и соединим верхнюю и нижнюю точки его вертикальной перекладины, а также самую крайнюю точку его горизонтальной стороны. За счет этого далее мы дорисуем челюсть.
2. Определим, где находится линия роста волос, брови и основание носа.
3. Нарисуем подбородок так, чтобы линия роста волос, брови, основание носа и подбородок делили лицо на три равные части. Изобразим боковые части лица и челюсть, соединяя линию подбородка с продолжением вертикальных осей кругов, тем самым создавая базовую форму всей головы.
4. Следите за тем, чтобы горизонтальные линии бровей, глаз, основания носа, рта и подбородка были параллельны. Для обеспечения правильной перспективы при рисовании головы под разными углами, ее можно представить абстрактно в виде прямоугольника.
Черты лица
Прежде чем рисовать черты лица, стоит внимательно изучить их строение. Можно разделить глаза, брови, губы, нос, уши на участки и пытаться создать ощущение трехмерности закрашиванием разных участков в зависимости от освещения и ракурса. Хотя деление на зоны помогает увидеть строение органов чувств, их невозможно разделить на «блоки», как лицо. Поэтому художнику необходимо заранее понимать строение черт лица, чтобы акварелью правильно подчеркивать их.
Глаза и брови
Лучше всего сразу рисовать глаза и брови как одно целое, тем более что у европейцев выдающиеся надбровные дуги и глубоко посаженные глаза, поэтому такой подход поможет добиться гармоничного изображения.
1. Красным автоматическим карандашом нарисуем глаза и брови.
2. Смешаем базовый цвет с киноварью и прорисуем глазницы, веки и пространство под глазами, особо выделяя надбровные дуги для создания глубины.
— Акварель ShinHan № 414 тон кожи.
— ЯА киноварь (Shu).
3. Киноварью углубим глазницы, чтобы подчеркнуть толщину верхнего века и линии под глазами. При ретушировании не нужно набирать много воды, чтобы оранжево-красный естественно соединился с основным цветом без подтеков.
— Акварель ShinHan № 414 тон кожи.
— ЯА киноварь (Shu).
4. Проработаем глазное яблоко. На нем должна лежать тень от верхнего века; ее можно обозначить лавандовым (фиолетовым, разбавленным водой) или бело-голубым цветом. Затем нарисуем зрачок. У нас он будет голубым, поэтому возьмем бело-голубой как основу и оставим не закрашенным блик.
— ЯА бело-голубой (Byakugun), фиолетовый (Murasaki).
5. Возьмем смесь фиолетового и бело-голубого, чтобы углубить тень под верхним веком на глазном яблоке и в центре зрачка. Используем фиолетовую, красную и темно-коричневую краску для изображения линии роста ресниц, а затем белой гуашью сделаем несколько бликов.
— ЯА красный (Beni), бело-голубой (Byakugun), фиолетовый (Murasaki), темно-коричневый (Kogecha).
— Гуашь W&N белая перманентная.
6. Раскрасить брови относительно просто. Для этого нужно подобрать цвет в соответствии с оттенком волос. Если ваш персонаж брюнет, лучше воспользоваться разбавленным черным, фиолетовым и темно-коричневым: они подчеркнут цвет лица.
— ЯА черный (Kuro), фиолетовый (Murasaki), темно-коричневый (Kogecha).
7. Затемним кончики бровей, распределяя пигмент, чтобы цвет от основания брови к кончику переходил естественно. Наконец, кончиком кисти нарисуем несколько волосков с обеих сторон брови, чтобы придать выразительности.
Губы
1. Нарисуем губы с разных ракурсов.
2. Начнем со светло-оранжевого цвета (киноварь, разбавленная водой). Этот шаг не требует особого внимания к соотношению светлого и темного на губах, нужно лишь оставить место для бликов.
— ЯА киноварь (Shu).
3. Подмешаем к светло-оранжевому немного оранжевого и киновари. Получившимся цветом обозначим разницу между освещенными и затененными участками, не забывая при этом о строении губ.
— ЯА киноварь (Shu), оранжевый (Daidairo).
4. Углубим естественный цвет. Для этого добавим к базовому цвету киноварь и методом лессировки подсветим участки возле уголков рта, это придаст губам объема.
— ЯА киноварь (Shu), оранжевый (Daidairo), кадмий красный (Sekishu).
5. Сливово-красным и темно-коричневым обозначим объем уголков рта и складки губ.
— ЯА темно-коричневый (Kogecha), сливово-красный (Kobai).
Оттенок губ зависит от изображаемого героя. Например, если это молодая женщина, то можно добавить кадмий красный, а для мужского персонажа достаточно оранжевого цвета.
Нос
Прежде чем рисовать нос, важно понять его строение. Нос состоит из хрящей, костей и мягких тканей. Чем сильнее выделяются кости, тем более выраженными должны быть тоновые контрасты. Соответственно, в рисунке важно отразить различие переносицы и крыльев носа.
1. Сделаем эскиз.
2. Возьмем оранжевый как базовый цвет для светлой кожи. При рисовании носа базовый цвет наносится не ровным слоем, а от переносицы к крыльям в соответствии с анатомией. Например, когда свет падает спереди, область крыльев темнее, чем цвет переносицы.
— ЯА оранжевый (Daidairo).
3. Когда первый слой высохнет, уточним рисунок разбавленным замесом оранжевого и киноварного. Более темным оранжевым с фиолетовым прорисуем область тени у основания носа.
— ЯА киноварь (Shu), оранжевый (Daidairo), фиолетовый (Murasaki).
4. Проработаем область ноздрей слегка разбавленным фиолетовым.
— ЯА фиолетовый (Murasaki).
Пропорции
1. Взяв за основу подход к рисованию головы Эндрю Лумиса, определим линию роста волос, расположение бровей, носа и подбородка. Сначала проведем линию под бровями, на уровне зрачков, чтобы определить положение глаз.
2. Далее высчитаем ширину глаз. Ширина головы (расстояние от левого уха до правого) обычно равна ширине пяти глаз. Исходя из этого можно приблизительно определить размер глаза.
3. Двигаемся вниз, чтобы найти основание носа. Хотя размер носа у всех людей разный, обычно он такой же ширины, как расстояние между внутренними уголками глаз. Поэтому для определения ширины носа проведем две вспомогательные линии вниз от внутренних уголков глаз.
4. Губы расположены между основанием носа и подбородком, но их высота тоже варьируется в зависимости от строения лица человека. Можно сначала провести линию, чтобы наметить положение губ, а затем использовать положение зрачка для определения их ширины: угол рта обычно находится напротив центра зрачка, так что, если соединить центр зрачков с уголками рта, получится гармоничный размер губ.
5. Определим положение ушей. Важно отметить, что уши слегка наклонены, это важно учитывать в рисунке.
6. Когда эскиз готов, его необходимо доработать в соответствии с образом вашего персонажа. Линию волос мы меняем в зависимости от прически — тут важно сочетать теорию с практикой. В соответствии с методом рисования головы Эндрю Лумиса линия волос расположена довольно высоко. У разных персонажей эта линия может меняться, но, чтобы волосы выглядели здоровыми и густыми, верхняя часть должна быть приподнята над макушкой, тогда пряди будут казаться пушистыми и объемными.
7. Главная ошибка начинающих художников — слишком узкая шея. Обычно линии шеи идут вниз от основания ушей. Женские шеи достаточно тонкие, а мужские могут быть относительно широкими, с развитыми мышцами.
Отрывок из книги «Персонажи в зеркале времени: техники рисования в стиле аниме-реализма»
Купить: МИФ / Ozon / Читай-город