Команда SETTERS — феномен на российском рынке. Ее пример не только вдохновляет, но и вызывает много вопросов. Как сооснователи компании совмещают бизнес и дружбу? Как принимают сложные решения? И в чем сила команды? Заглянули в книгу от основателей компании, чтобы узнать о принципах корпоративной культуры.
SETTERS. Команды, которые меняют мир
Что лежит в основе основ
Миссия SETTERS — помогать брендам улучшать мир: создавать новые продукты и смыслы, рассказывать о них людям, влияя на культуру и повседневную жизнь. Со временем компания трансформировалась, а вместе с ней менялись и ценности. Сейчас они звучат так: команда, открытость к изменениям, ответственность и развитие.
Команда — это в первую очередь люди. Главное в работе — эмпатия и человечность. Ребята уважают личные границы каждого и ценят индивидуальность.
Открытость к изменениям. Команда открыта для перемен и видит в них возможности. Гибко и с легкостью подходит к решению задач и процессам. Ценит новаторство, эксперименты и смелость. Если видят, что можно сделать лучше и эффективнее, — сделают.
Ответственность. Каждую задачу ребята делают осознанно и понимают, какой результат это принесет. Берут ответственность за все свои решения и их последствия. Здесь ценят здравый смысл и целесообразность во всем.
Развитие. Ребята всегда стремятся к совершенству, готовы обучаться и развиваться в своей профессии. В компании у каждого специалиста уникальный взгляд на свое призвание. Поэтому они прокачивают навыки вглубь и вширь, сами создают себе профессию и стирают границы между специализациями.
Сильное партнерство
Агентство SETTERS родилось в Санкт-Петербурге в 2015 году. За ним стоят трое друзей — Евгений Давыдов, Саша Жаркова и Алина Чичина. Сплотиться на старте им помогли общий образ мыслей, схожие опыт и возраст. А укрепить сотрудничество — «инвестиционная модель построения отношений», когда стороны вкладываются в развитие партнерства. «Я горжусь нашим партнерством. Тем, что оно публичное и вызывает интерес. Я это очень берегу и ценю», — говорит Саша.
Вот несколько принципов, которые помогают сохранять отношения.
Разделение зон ответственности
«Мы делали все, чтобы никто из партнеров не был в прямом подчинении другого», — рассказывает Женя. Он CEO агентства, Алина — CEO re-feel, Саша до недавнего времени возглавляла SETTERS EDUCATION, а сейчас фокусируется на развитии SETTERS Media.
Готовность все обсуждать
Если есть какой-то спорный вопрос, партнеры собираются, чтобы обменяться точками зрения и вместе найти решение. «Даже когда тебе не очень хочется в данный момент разговаривать — сложно, нет времени, — надо его [время] найти, чтобы проговорить важные вещи вместе с партнерами», — комментирует Давыдов. По его словам, конфликты возникают оттого, что люди до последнего копят негатив в себе, поэтому особенно важно постоянно общаться, все проговаривать.
«Конечно, были и напряженные моменты. Но мне нравится, что мы никогда не решали это криками, скандалами, оскорблениями, выяснениями отношений. Несмотря на эмоции, которые бурлили внутри, мы всегда это превращали в конструктивный диалог. Может, не с первого раза. Иногда за несколько встреч», — добавляет Жаркова.
Работа над партнерством
Любые отношения — это работа. Ребята регулярно обсуждают, кто и куда хочет дальше идти, интересно ли им то, чем они сейчас занимаются. Эти собрания помогают высказать друг другу все. «Это такая точка, когда можно вытащить из себя все проблемы. Вывалить их на стол. Посмотреть, что с ними можно сделать, как решить их сообща», — говорит Давыдов.
Человечность
«Все, что мы вместе создали за эти годы, не стоит того, чтобы кто-то громко хлопал дверью, поливал другого грязью или провоцировал конфликт», — говорит Саша.
Предпринимательница отмечает: они очень много энергии инвестировали в создание этих отношений. По ее словам, расстаться, бросить, разойтись — самое простое. Но это значит, что человек не хочет строить дальше, не готов инвестировать в отношения время и силы. Поэтому, вместо того чтобы тратить время на ссоры, она предпочтет сказать: «Я тебя люблю, несмотря на все твои закидоны. Возьми время. Выдохни. Я рядом. Придешь — обсудим».
Ее принцип — оставаться человеком: по-человечески относиться к себе и к другим. «Любая проблема, которая сегодня кажется главной в жизни, не будет значить ничего через полгода-год», — добавляет предпринимательница.
Подход сo-creation
Понятие сo-creation можно перевести как «сотворчество» или «сосозидание». В основе подхода лежит идея о том, что при создании чего-то нового руководителю (или команде) не стоит полагаться только на свое представление о том, как должен выглядеть результат. Ведь к нему можно прийти разными способами.
Co-creation — это, по словам Давыдова, умение отпустить границы и снять барьеры в голове. Определиться с тем, что нужно сделать, но дать команде свободу в реализации. «Часто можно найти огромное количество решений, которые вы сами никогда бы не нашли. Просто из-за того, что у вас есть опыт не во всех сферах», — объясняет предприниматель.
По его словам, преимущество такого подхода и в том, что финальная идея будет принадлежать не конкретному человеку, а команде. Кто-то что-то сказал во время обсуждения, кто-то что-то записал на доске, кто-то придумал слоган — и так далее. В результате каждый «присвоит» идею себе. И в этом огромный плюс.
Так происходит синхронизация команды. Каждый чувствует свои значимость и причастность. А еще co-creation — про вовлечение партнеров и клиентов. Их так же можно и нужно подключать к созданию продукта.
Атмосфера в команде
Жизнь SETTERS сложно разложить на атомы — много всего, все быстро меняется. Вот несколько вещей, которые важно знать об атмосфере в команде.
Эксперименты как часть культуры
Речь не только о творческом подходе к реализации рабочих задач. Во внутренних процессах тоже бывают эксперименты. Например, раньше выступления руководителей на корпоративах были консервативными — с итогами, цифрами. Это было полезно, но немного не в духе компании. Поэтому такие установочные встречи — с обзором новых клиентов, перспектив, результатов — теперь проводят раз в квартал. А перед корпоративами стали организовывать внутренние конференции, на которых ребята рассказывают про жизнь, трудности и радости.
Вот какие темы там обсуждают: «Вся жизнь тикток», «Гори, но не сгорай», «Про смелость, или О том, как помочь команде, которая живет командой», «С тобой все ок», «Как работать с друзьями и дружить с коллегами».
Свобода менять процессы
Каждый сотрудник может указать на уязвимость в рабочем процессе и предложить решение. Речь о культуре фидбэка: в компании принято давать конструктивную, экологичную обратную связь. Ее воспринимают как топливо для развития. Вместо «мне не нравится» говорят «мне кажется, в этом процессе не работает вот этот момент, его можно пофиксить вот так, чем я могу тебе помочь», уточняет Люба Унятович, Head of HR SETTERS & SETTERS Creative Capital.
Больше обратной связи
После испытательного срока сотрудник созванивается с People Partner (новая роль в HR-отделе, появилась в 2022 году) и руководителем. Во время этой встречи он получает обратную связь по своей работе, оценку коллег. В ней есть блок рефлексии и обсуждение планов на будущее.
Кроме того, раз в полгода с каждым сотрудником проходят пульс-колы. На них обсуждаются процессы и условия работы. Как человек себя чувствует, какие у него есть вопросы, что беспокоит. Что из того, что его волновало во время прошлого звонка, удалось решить. Обсуждения потом превращают в конкретные задачи, чтобы слова становились действиями.
Также бывают ситуативные пульс-колы, которые проходят по инициативе руководителя или HR-специалиста. «Например, когда произошли какие-то важные изменения, мы замеряем, как чувствует себя команда, и даем поле для высказываний. Чаще всего такое проводится на определенный отдел, так как происходит по запросу», — делится Унятович. Все, что обсуждается на таких созвонах, остается между сотрудником и HR-специалистом. Поэтому человек смело рассказывает обо всем, чем ему кажется важным поделиться.
Возможность быть собой
Дело не только в том, чтобы не придерживаться дресс-кода и выглядеть в офисе как хочется. «Ребята действительно могут вести себя так, как чувствуют. Это про то, чтобы открыто шутить, говорить свои мысли, предлагать идеи, зная, что здесь безопасное пространство и тебя поддержат», — говорит Люба Унятович.
Основатели публично рассказывают о таких проектах — с поддержкой и гордостью. Например, Женя писал в telegram-канале о маркетинге или чат-боте для креаторов, который запустил Руслан Павлишин, креатор SETTERS.
По словам Любы, агентство помогает команде строить личный бренд. «Мы не боимся рассказывать о нашей команде и не боимся, что ребят уведут. Напротив, мы любим, когда наши специалисты делятся экспертизой, читают лекции, дают комментарии для статей. Мы поддерживаем и даже помогаем это организовывать», — говорит Унятович.
Превращать сотрудников в предпринимателей
Каждый сотрудник может предложить идею и получить поддержку от руководителей. Например, запустить свой проект внутри компании или за ее пределами. А еще в перспективе он может стать партнером компании. Прецедент есть — Ксения Жаворонок, дизайнер SETTERS, получила долю в агентстве.
Вот что Ксения говорит о своем опыте:
«Семь лет назад я пришла в компанию из-за того, что хотела попробовать себя в роли бизнес-леди, которая организует свое дело. Хотела потренироваться „на кошечках“ — на SETTERS — и потом сделать что-то свое. Но я столкнулась с такой помощью и открытостью со всех сторон — от Саши, Жени, Алины, от сотрудников, — что мне захотелось задержаться. Чувствовала, что мое желание создавать что-то свое никто не ограничивает. Это способствовало тому, что я сама часто приводила в компанию клиентов, которые шли ко мне. Очень благодарна, что ребята оценили мой вклад».
В книге ребята рассказывают и о других принципах корпоративной культуры SETTERS, делятся примерами из практики — как привлекать таланты, как о них заботиться, чтобы добиваться выдающихся результатов. Это своеобразный гайд по корпоративной культуре, подсказывающий, какие рабочие механики и подходы усиливают HR-бренд, дают возможность развивать таланты.
По материалам книги «SETTERS»