«Зубастые» растения — от колдовства, отвар винограда — бездетным. У наших предков не было психотерапевтов. Но было магическое мышление. Это помогало жить в непонятном и полном опасностей мире. Наконец-то дождались новинку «Зельеварение на Руси» от Александры Барковой — фольклориста, к.ф.н., исследовательницы мифологии. На Лайвлибе книга борется за звание самой ожидаемой в 2023-м. И не зря. Там мно-о-ого увлекательного.
Зельеварение на Руси: тогда и сейчас
Почему современному человеку так интересны эзотерика и магия? Чего мы лишились, обретя благо цивилизации? Какую утрату пытаемся восполнить, перебирая (руками или мысленно) пучки сушеных трав? Причин может быть две: всеохватная тоска по природе и недостаток эмоциональной опоры, чего-то «светлого и живого», и коллективизма.
Цель книги в том, чтобы провести параллель между «тогда» и «сейчас». Показать, как традиционная культура посредством обрядов способствовала психологической саморегуляции. И как делает это до сих пор.
Это Александра Леонидовна Баркова. Еще недавно мы зачитывались ее «Славянскими мифами». А теперь не можем оторваться от новой книги:)
Славянские мифы
Вы узнаете о магических представлениях славян. О том, как заговоры нашли отражение в творчестве Пушкина, а ритуалы — в психотерапии. Захватывающее повествование о том, во что верили, чего боялись и как видели мир люди в прошлом. И почему это важно для нас сегодня.
Ведьма, отдай молоко!
Образ ведьмы, вредящей человеку злыми чарами, относится скорее к литературе, чем к фольклору. С точки зрения крестьянина, основное зло от ведьмы — ее попытки отобрать молоко. Ведь если я забочусь заботится о своей корове, а удои невелики, то кто виноват? Ведьма!
Считалось, что в купальскую ночь она, обнажившись, собирала с полей росу фартуком или рубашкой, приговаривая: «Беру ужиток, но не весь», а дома выжимала ткань и давала выпить жидкость своей корове. В любом случае это приводило к тому, что у каких-то коров молоко пропадало, а у ведьминой — прибавлялось.
Оберегом от ведьм считалась все та же береза: ее ветки втыкали над дверьми хлева на весенний Юрьев день (23 апреля / 6 мая) или на Ивана Купалу (24 июня / 7 июля); . А при первом выгоне трижды стегали корову березовым прутом, надевали ей на рога березовый венок.
Береза — дерево светлое и в прямом, и в переносном смысле. Ее благие качества ярче всего проявлены в обычае сажать березы возле дома
Мерка
С болезнями наши предки боролись по-разному. Например, снимая мерку. Ей могла быть тонкая ветка или льняные пряди. Как магическая замена человека, такая вещица должна была вобрать в себя болезнь и сгинуть вместе с недугом.
Чтобы излечить падучую, то есть эпилепсию, срезали ветку шиповника или орешника в рост больного, а затем относили ее на заброшенную могилу. Как вариант, больной сам должен был пойти на кладбище, найти заброшенную могилу, измерить себя виноградной лозой, положить ее вдоль могилы со словами: «Я кладу свою болезнь сюда».
Либо больной шел со знахаркой на перекресток, ложился там, знахарка измеряла его ореховой веткой и зажигала свечу, которую сделала из воска умерших пчел, затем ветку и свечу ставила у головы больного, а тот должен был встать и бежать домой не оглядываясь.
Знахарка. Картина Фирса Журавлева. Вторая половина XIX в.
Неблагие растения
Растения делились на светлые и неблагие. Удивительно, но к последним относились даже цветы. Не роскошные букеты, а все, что появляется по весне в полях и лесах. Время голодное, с перепадами температур, когда легко заболеть. По всем признакам — наихудшая часть года.
С осторожностью относились к подснежникам. Нельзя было ставить дом там, где много этих цветов, — нечисть замучает. В народных сонниках говорилось, что видеть белые цветы во сне — к покойнику. А на Балканах их называли «хитрецами»: подразумевалось, что они цветут до апрельских заморозков, способных погубить урожай.
А теперь вспомним сказку «Двенадцать месяцев» — где падчерица приносит из лесу корзину подснежников. Маршак в своем пересказе говорит о судьбе мачехи и ее дочки мягко: «Так они и остались в лесу, ждать весны». Но очевидно, что весной найдут только их трупы. Если помнить о народной традиции, неудивительно, что история про цветы оказывается мрачной.
Что еще важного
Обрядовая практика строилась на твердом убеждении, что человек — хозяин судьбы. Если он будет правильно кидать или сжигать ритуальные предметы, петь в положенное время песни, не работать в праздники, то его не настигнут ни болезни, ни падеж скота, ни неурожай.
Мы не предлагаем лечить болезни заговорами или верить, что новогоднее кидание каши в потолок обеспечит счастливый год. Но вы можете узнать о прошлом — и о себе. И эти знания могут стать подлинной броней от стресса в современной жизни. Вот о чем еще вы прочитаете:
- Ноги волосаты? Да ты ведьма!
- Заговоры в творчестве Пушкина
- Зачем сыпать на могилу колдуна мак и лен
- Знахари: между магией и медициной
- Гроздь рябины, осиновый кол: дурные и благие символы
- «В чистом поле стоит тернов куст, а в том кусту сидит толстая баба, сатанина угодница»: примеры любовной магии
- Защита от темных искусств и болезней: магия предмета
Вы узнаете, почему нельзя благодарить знахаря, зачем молодых осыпали горохом, почему осину не сажали возле дома. Как говорил профессор зельеварения, «отложите волшебные палочки». И давайте читать.
По материалам книги «Зельеварение на Руси»
Обложка поста — freepik.com
P.S.: Подписывайтесь на рассылку по культуре и искусству. Будете первыми узнавать о скидках и получать отрывки из книг. Присылаем только самое интересное.