Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Рассказ в жанре автофикшн шаг за шагом: советы от Ольги Брейнингер
2 ноября 2023 2 074 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Ольга Брейнингер, литературный антрополог, писатель, переводчик, преподаватель автофикшн, на своем вебинаре «Автофикшн. Как стать главным героем собственной истории» рассказывает о том, как создавать произведения в жанре автофикшн.

Предлагаем вам отрывок из вебинара, который прошел в рамках курса «Текст как инструмент». Курс уже в разгаре, но вы можете пойти на второй поток. А если всерьез думаете о том, чтобы написать свою книгу, приходите на «ЦЕХ № 4».

Четыре шага к рассказу

Расскажу вам о той системе для работы над автофикшн, которую придумала я. Это автоэтнографический метод. Он включает всего четыре шага:

Шаг 1. Автоэтнография

Шаг 2. Самофикционализация

Шаг 3. Каркас рассказа

Шаг 4. Рассказ



Приходите 5 декабря на бесплатный вебинар

Автоэтнография как терапевтическое письмо

Что такое этнография? Это раздел антропологии. Этнограф — человек, который наблюдает за жизнью — обычно неизвестного нам племени, любой другой культуры, любого другого сообщества людей, как правило стараясь не вмешиваться.

Автоэтнография — это тот тип этнографии, который набрал популярность в последние 10 лет. И это та же самая этнографическая работа: только вы наблюдаете не за каким-то обществом людей, вы наблюдаете за самим собой.

Почему автоэтнография близка к терапевтическому письму? Потому что в итоге, наблюдая за собой, мы не можем не приходить к каким-то ключевым вопросам о том, что есть я, что формирует меня, каковы отношения между мной и тем миром, в котором я живу. И получается, что мы выстраиваем такой нарратив, который одновременно является нашей личной, индивидуальной историей и какой-то универсальной историей, потому что на основе своего опыта мы понимаем, как строятся отношения между личностью и цивилизацией, социокультурным контекстом, в котором эта личность находится.

Автоэтнография иногда заставляет нас задавать себе сложные вопросы о себе. Автоэтнография максимально перформативна, она заставляет нас наблюдать за своей жизнью, быть внимательным к деталям.

Автоэтнография не только помогает нам что-то понять о себе, она помогает нам что-то создать о себе, в себе или в своих отношениях с реальностью.

Занятие автоэтнографией может помочь управлять болью и растерянностью, злостью и неопределенностью, влечением и потерей; это может помочь нам как писателям и деятелям описывать и задавать вопросы о горе, разрушении и/или о каком-либо сложном опыте.

Adams, пер. Рогозина

Чем автоэтнография отличается от терапевтического письма

Терапевтическое письмо: что есть «я» сейчас? Самоописание + перформативная работа: формируем я-нарратив.

Автоэтнография: что есть «я» внутри общества и мира, в которых я живу? Формируем нарратив, где «я» — одновременно и индивидуально, и универсально, ищем связи между личным опытом и социокультурным контекстом.

Когда вы используете автоэтнографическое письмо, сосредоточьтесь на четырех основных компонентах.

1. Герой (что это за человек, что для него характерно, какие у него есть особенные качества, что делает его отличным от всех других).

2. Проблема (проблема, с которой встречается герой, которая требует разрешения).

3. Ситуация (контекст, вся дополнительная информация, которая поможет нам как читателю, незнакомому с историей, изнутри оценить серьезность и важность этого конфликта для героя).

4. Таймлайн (хронология тех событий, выбранных из биографии героя, которые важны для раскрытия конфликта).

Пример автоэтнографии для романа Ольги Брейнингер «В Советском Союзе не было аддерола». Здесь и далее: слайд из презентации Ольги Брейнингер

На этапе автоэтнографии мы еще не включаем фантазию. Это сбор строго биографической информации, того, что действительно происходило или происходит с вами.

Самофикционализация

Самофикционализация — это второй этап. Это термин Венсана Колонна, противника риторического Сержа Дубровски. Он считал, что самофикционализация — превращение себя в художественный акт, художественного героя — это и есть главный прием автофикшн.

На этом этапе мы уже включаем фантазию. Траектория самофикционализации определяется, исходя из сверхзадач автора. Я всегда предлагаю своим студентам подумать перед тем, как приступить к самофикционализации о том, почему, зачем, для чего они пишут этот текст. Эти вопросы задаются не себе как автору: «Зачем я вообще пишу?», а конкретному тексту, над которым вы сейчас работаете: «Зачем я пишу этот рассказ?»

Отвечая на этот вопрос по-разному, на основе одних и тех же событий можно создать множество историй. Так что очень важно понимать, какую именно вы пишете.

Каркас рассказа

Следующий этап — создание каркаса. Этот этап включает три пункта:

1. «Мостик» между прошлым и настоящим (как связаны события прошлого и настоящего).

2. Проблема (расширенное описание или контекст).

3. Внутренний монолог/диалог (речь героя, которая определяет стилистику всего рассказа в целом).

Каркас помогает понять, куда вы ведете свою историю, и развернуть ее в финальный, полный вариант рассказа.

Сам рассказ

Это последний, четвертый этап, который подразумевает создание самого законченного текста.

Еще больше полезных знаний на курсе «Текст как инструмент». Вы можете пойти на второй поток. А еще ждем вас на курсе «ЦЕХ № 4»: расскажем, как издать свою книгу — детскую, художественную или нон-фикшн. По промокоду blog — скидка 30%.

Обложка статьи: unsplash.com

Похожие статьи