Есть пять потребностей, которые управляют нашей психикой: близость и надежная связь, автономность, желание открыто выражать свои эмоции, адекватные границы, креативность. Зная их, писатель может установить прочную связи с читателем, лучше понять себя и собственное творчество, легче принимать критику. Об этом рассказала психотерапевт Ирина Гиберманн в рамках курса «Текст как инструмент». Делимся фрагментом вебинара.
Если хотите узнать о текстах больше, подписывайтесь на уведомление о новом потоке или приходите на осенний практикум «Пишут все!» уже 13 ноября — вас ждут 2 недели интенсивной работы.
Потребность № 1. Близость и надежная связь
В первый раз эта потребность появляется у нас в детстве. Когда мама берет младенца на руки, прижимает его к груди, он узнает ее запах, слышит, как бьется ее сердце, знает, какая она на вкус, знает, какая она теплая, нежная. Все это и есть близость и надежная связь.
В тексте потребность в близости может проявляться на разных уровнях. В использовании темы, заголовков, при описании характеров. В понимании, к чему влечет или не влечет писателя. В какие фазы автор перестает писать? Как правило, это не страх белого листа, а потеря интереса. Текст вдруг становится чужим.
Для читателей потребность в близости выражается в понимании построения текста, принятии темы. Логичность мысли, развитие сюжета, проработка деталей — все имеет значение. У читателя должно возникнуть любопытство, ощущение, что писатель взял его за руку и провел по собственному миру, те самые «бабочки в животе» или либидо.
Термин «либидо» использован совсем не случайно. Либидо ― это то, в чем измеряется наша психическая энергия. Всё, что влечет, манит, побуждает к действию, вызывает любопытство, и за этим всегда следует революция, развитие.
Потребность № 2. Автономность и самость
Автономность и самость возникают в тот момент, когда у ребенка есть речь, он может сказать «да» или «нет», «буду» или «не буду», «хочу» или «не хочу», «делай» или «не делай». Действие рождает автономность. Для писателя это значит следующее: «Я как автор в состоянии претворить в жизнь то, что я себе придумал».
Самость — проявление действия индивидуальным способом. В силу своей биографии, опыта, происхождения, любви к определенным языковым формам, оборотам, витиеватостям авторы заполняют все вокруг своим видением. То, как автор плетет полотно текста, его почерк, индивидуальный стиль, — и есть выражение его самости.
Через текст автор становится видим для мира. — Источник
Потребность № 3. Открыто и свободно выражать свои эмоции
Эта потребность означает, что если человеку грустно — ему грустно, если он рад — он проявляет свою радость. Ему не нужно подстраиваться под других или ситуацию.
Важные вопросы для автора: насколько он выражает свои эмоции в книге? Дает ли себе возможность на фоне абсолютного счастья внутри семьи написать грустную книгу? Позволяет ли в тяжелые периоды жизни инвестировать свои силы в то, что приносит ему удовольствие? Может ли показать текст другому человеку, отказавшись от ожиданий, предлагая выражать эмоции так же свободно и открыто?
Потребность № 4. Адекватные границы и саморегуляция
Это означает, что автор для себя понимает: мир большой. Никогда и ни в какой теме он не охватит всего, он имеет право чего-то не знать, издать текст как фотографию — как снимок того, что есть здесь и сейчас.
Многие страдают от самокритики: «Я плагиачу, присваиваю себе чужое или это действительно родилось внутри меня?» Мысль может быть одинаковой, но когда писатель проживает ее внутри себя и облекает в слова, она меняется. Он добавляет к ней свои итоги, инсайты и откровения. В этом и есть разница.
Каждый автор привносит в текст самого себя. — Источник
Потребность № 5. Креативность и игра
Будучи детьми, мы креативно познаем мир через игру, через знакомство, через «давай дружить, давай что-то откроем, давай попробуем». В нас это бурлит, кипит, нас ведет по жизни то самое либидо.
Но когда автор должен что-то «родить» из необходимости, все меняется. Сложно, когда над писателем довлеют сроки и ожидания — ожидания от самого себя, от издательства или тех людей, кто меня читает. Это ожидание звучит так: «А что, если я перестану писать так, как когда-то писала, что, если я испишусь?»
На этот случай есть замечательный прием: взять, например, уже вышедшую авторскую статью и написать новый материал на эту тему. Со временем отношение к теме может измениться. И любой автор может смело говорить об этом.
По материалам курса «Текст как инструмент» и книги «Живу как хочу».
Обложка поста — unsplash.com