Свобода конечного существа, такого как человек, — это свобода в определенных пределах. Человек зависит от условий, будь они биологическими, психологическими или социологическими по своей природе. Но он всегда остается свободным по отношению к этим условиям, он всегда сохраняет за собой свободу выбора в том, как к ним относиться. Публикуем любопытный отрывок о человеческой психологии из книги «Психотерапия и экзистенциализм».
Ноэтическое измерение
Итак, человек волен возвыситься над соматическими и психическими факторами, определяющими его бытие, тем самым открывая для себя новое состояние. Он входит в измерение ноэтическое (возвышающее человека над обстоятельствами благодаря силе мысли и духа), отличное от соматических и психических проявлений.
Человек — существо, способное как рефлексировать, так и отвергать себя. Он может быть сам себе судьей и оценивать свои деяния. Короче говоря, присущие человеку взаимосвязанные феномены, такие как самосознание и сознание, были бы непонятны, если бы мы не истолковывали человека как существо, способное отчуждаться от себя, переходя из плоскости биологического и психологического в пространство ноологического.
Это специфическое человеческое измерение недоступно животному. Например, если собака, намочив ковер, забирается под диван, это еще не признак нечистой совести; это своего рода упреждающая тревога, а именно боязливое ожидание наказания.
Парадоксальная интенция
Эта способность человека к самоотстранению используется с терапевтическими целями в специальной логотерапевтической технике — парадоксальной интенции. Следующий пример коротко и ясно иллюстрирует ее применение.
Одного из пациентов автора этой книги — бухгалтера — лечили в разных местах, но безуспешно. Он обратился за помощью в крайнем отчаянии. Несколько лет этот человек страдал писчим спазмом (нарушение моторной функции ведущей руки, проявляющееся при письме), который в последнее время настолько усилился, что пациент мог потерять работу. Улучшить ситуацию могла только немедленная краткосрочная терапия. В начале лечения пациенту рекомендовали нечто прямо противоположное тому, к чему тот привык, а именно: вместо того чтобы писать как можно аккуратнее и разборчивее, делать это как можно хуже. Ему посоветовали говорить себе: «Сейчас я покажу людям, что такое хороший писака!» И в тот момент, когда он умышленно пытался испортить почерк, у него это не получалось. «Я пытался нацарапать каракули, но не мог», — сказал он на следующий день. За сорок восемь часов пациент избавился от писчего спазма на весь период наблюдения за ним после лечения. Он снова стал счастливым, полностью работоспособным человеком.
Роль юмора
Технике парадоксальной интенции присущ здоровый юмор, что легко объяснить.
Можно также сказать, что юмор помогает человеку подняться над собственным затруднительным положением, позволяя взглянуть на себя более отстраненно. Таким образом, юмор также следует отнести к ноэтическому измерению. Ведь ни одно животное не способно смеяться, тем более над собой. Техника парадоксальной интенции позволяет пациенту на глубоком уровне, радикально и при этом с пользой изменить свои установки.
Из книги «Психотерапия и экзистенциализм».