От идеи до своего места на полке каждая книга проходит длинный путь. Со стороны он похож на магию, только вместо заклинаний здесь — работа большой команды. Свою команду для каждой книги собирает редактор. В этом материале Надя Молитвина, руководитель редакционной группы «Гуманитарный нон-фикшн» в МИФе, рассказывает про его роль и дает несколько очень вредных советов.
1. Не отвечай на письма сразу
Хорошее письмо должно отлежаться. Недельку, месяц, второй… Автор волнуется и спрашивает, что ты решил насчет рукописи? Переводчик грозится взять другую работу? Дизайнер давно передумал доделывать для тебя эскиз? Корректор интересуется, где его деньги? А тот самый художник, за которым ты гонялся полгода, говорит, что готов взять проект, только если получит ТЗ до конца недели? Подождут. Внештатников много — ты один. Иначе как ты будешь ругаться на сотни непрочитанных писем в начале рабочего дня и делать красивые скриншоты для соцсетей?
2. Делай всю работу сам
Никто лучше тебя не расставит запятые, не выровняет поля в верстке, не сделает цветокоррекцию и не нарисует иллюстрацию. Никто не знает, как переводится вот это слово и почему вот эта сноска на самом деле лишняя. Не отличаешь тануки от кицунэ в японской мифологии — просто перепиши все сам. Не забудь дать обратную связь тому дизайнеру, который в пятый раз пытается угадать, что на самом деле ты имел в виду, попросив в ТЗ «поиграть шрифтами». Говорят, что с рукописью работают несколько корректоров, литературный, научный и технический редакторы, верстальщик, дизайнер, иллюстратор, арт-директор, маркетолог, копирайтер… Ты сделаешь лучше (но это не точно).
Чем на самом деле занимается редактор в книжном издательстве (а заодно чем литературный редактор отличается от ответственного и ведущего), можно узнать в октябре на курсе «Я — редактор»
3. Делай вид, что считал бюджет
Математика не для редакторов. Что значит не можешь позволить себе низкую рентабельность? Цены на книги вон какие высокие, а ты хочешь, чтобы твою книгу купили все. Пусть будет бесплатная. Плюс-минус миллион на печать. Плюс-минус миллион на макет. С ляссе, цветными иллюстрациями и цветным обрезом. Выпустишь какой-то тираж по какой-то цене. Как это ты опять забыл посчитать половину расходов и уходишь в минус? Что делает редактор вместо того, чтобы работать с текстом, понимаешь примерно на десятом варианте расчетов из типографии (не шутка!).
Можно раскинуть бюджет на картах. Но лучше использовать МАК по назначению — для погружения в глубины своего подсознания (на фото метафорические карты «Северные предания Йона Бауэра»)
4. Не «очищай» права
Все, что подходит для книги, не сомневаясь ставь в книгу. Тебе будут говорить про авторские права и — о ужас! — какие-то договоры. Просто возьми эту чудесную иллюстрацию из Интернета и этот текст, который кто-то так добросовестно за всех написал. Про правила цитирования и интеллектуальную собственность пусть рассказывают юристы в юридических книжках. Скачай себе самую дорогую фотографию на безымянном фотостоке и никогда не указывай автора. Можешь поставить ее на обложку, чтобы точно заметили. А когда придет иск из суда, просто сделаешь невинное лицо — оно точно поможет избежать штрафов.
5. Не исправляй сюжет
Оставь сюжет на совести автора. Пусть читатель как следует пострадает, если запутается в главных и второстепенных сюжетных линиях. Пусть сам заполнит логические дыры. Никто не вспомнит, с чего начался вон тот 1000-страничный роман, который ты зачем-то вообще редактировал. Все равно для настоящего героя обязательно нужен «рояль в кустах».
6. Редсовет — время для себя
Однажды ты заметишь, что коллеги с самого утра делают вид, что жизненно важно в очередной раз обсудить сотую по счету новинку. Замедлись. Послушай, как все придумывают какие-то названия и правят структуру книг. Будь у тебя больше времени, ты тоже мозгоштурмил бы и обсуждал концепт, формат и бумагу — но только не в этот раз. Пусть все решат без тебя.
Удачное название придумывается не сразу, иногда спустя не один десяток вариантов и несколько дней (или недель) обсуждений и утверждения с авторами. Но когда все удается, получается так
7. Выбирай авторов не глядя
Выбирая автора, не смотри, кто он и чем занимается. В какой теме эксперт, какие издал книги, какие прочитал лекции. Не проверяй, где учился и насколько он публичный. Не ищи отзывы о работе. Не спрашивай, хочет ли участвовать в продвижении. Выходя на новый книжный рынок, не смотри рейтинги и выброси уже наконец все каталоги и рекомендации агентов из почты. Твой автор придет к тебе сам и напишет бест.
8. Расставляй приоритеты по душе
Чем больше списков ты заведешь, тем продуктивнее будешь работать. Список на стикерах, список на пачке листов А4, в ежедневнике, в заметках, в гугл-документах, в календаре. А еще скрины на рабочем столе и воооон тот старый офлайн-файлик, в который попадает список списков. Откладывай задачки, как только они сгорели, берись за то, что можно не делать, — так ты точно побьешь рекорд продуктивности. Расставив приоритеты, можешь сыграть в русскую рулетку типичного редактора: успеет ли книга выйти в поставленный срок?
Побольше списков — и все перемешать. Шутка. Если нужен интересный рецепт, лучше загляните в эту шикарную поваренную книгу
9. Забудь о книжных ярмарках
Книжные ярмарки не для тебя. Ты выше того, чтобы работать на стендах. Зачем тебе видеть читателей? Знакомиться с авторами? Смотреть на новинки других издателей? Что ты не видел во всех этих сериях, которые так расхваливают коллеги по цеху? Российская или международная — ни одна ярмарка просто не сможет тебя удивить.
Соавтор книги «Интимная Русь» Наталья Серегина и автор вредных советов Надежда Молитвина на Московской международной книжной ярмарке-2023
10. Тренды — для слабаков
Тебе скажут, что книги на трендовые темы продаются лучше. Но кому не осточертело само слово «тренд»? Пусть в издательском портфеле не будет ничего, что может считаться трендовым, рейтинговым и популярным. Тренды исчезнут — а тираж в 500 экземпляров той самой книги, за которую ты однажды выложил огромный аванс, — останется навсегда.
На волне интереса к цвету пришло время книги, которая долго ждала своего часа в «самотеке»
Опытный редактор без труда предложит вам еще пару десятков идей, как найти свое место в книжном мире и исполнить мечту книголюба. Но будьте внимательны: даже самый на первый взгляд безобидный совет на практике может оказаться вредным 😉