Муда — японское слово, означающее «деятельность, не несущую ценности». Она возникает медленно и незаметно, пока, наконец, не начинает душить систему, порождая гнетущее чувство беспомощности. Собрания — один из главных источников муды.
В 2005 году Бюро трудовой статистики США сообщило, что бесполезные собрания обходятся американскому бизнесу примерно в 37 миллиардов долларов в год.
Всякий раз, совершая какие-либо действия, вы либо добавляете ценности своему бизнесу, своим клиентам, либо растрачиваете ресурсы впустую. Первооснова муда, представленная семью категориями, научит вас определять, на что именно вы тратите время.
1. Это область, в которой вы делаете то, что отвечает требованиям как вашего бизнеса, так и ваших клиентов.
2. Здесь вы уделяете время исключительно потребностям бизнеса.
3. Здесь вы уделяете время исключительно потребностям клиентов.
4. В этой области находятся нужды, общие для вашего бизнеса и ваших клиентов, которые вы не удовлетворяете.
5. Здесь находятся потребности вашего бизнеса, которые вы не удовлетворяете.
6. Здесь находятся потребности ваших клиентов, которые вы не удовлетворяете.
7. Это область, которая отнимает ваше время и не удовлетворяет никаких потребностей — ни бизнеса, ни клиентов.
«Муду» легче всего выявить, когда вам предельно ясны потребности вашей компании и ее клиентов. Она становится тем очевиднее, чем меньше времени или ресурсов остается в вашем распоряжении. Бесполезную деятельность трудно заметить, если вам не хватает фокусировки или если ресурсы, имеющиеся в вашем распоряжении, безграничны. К примеру, многочисленные опросы сотрудников разных западных компаний подтверждаю, что около 80% времени, которое вы тратите на электронную переписку, — «Муда».
Первооснова «Муда» позволяет быстро и регулярно удостоверяться, что все доступные ресурсы сосредоточены на удовлетворении важнейших потребностей компании и ее клиентов. Она помогает выяснить, является ли необходимым то, что вы делаете.
Устранить обнаруженную бесполезную трату ресурсов довольно просто. Для этого необходимо:
• прекратить тратить время и деньги на действия, не имеющие ценности;
• начать использовать это время и деньги на удовлетворение потребностей компании и ее клиентов.
По материалам книги «Искусство управлять».